Определение родословной товара по новым правилам ФТС («Ваш партнер-консультант», № 33, 2008 г.)

Новый Регламент ФТС при определении страны происхождения товара
| статьи | печать

В ходе проводимой административной реформы в РФ таможенные органы все больше обрастают правилами, с одной стороны, загоняющими таможенное ведомство в строгие рамки, с другой — радующими бизнес, у которого появляется определенный ориентир, гарантирующий получение необходимых решений таможенников для успешного ведения международного бизнеса. На этот раз в рамки Административного регламента попало полномочие таможенников по определению страны происхождения товара. Новый документ привнес существенные изменения в привычную процедуру оформления товара. О них и пойдет речь.

Приказом ФТС России от 23.07.2008 № 906 утвержден Административный регламент ФТС России по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара (далее — Регламент). Регламент зарегистрирован в Минюсте РФ 07.08.2008 за № 12089 и вступит в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

Прежде чем начать говорить об изменениях в жизни участников таможенной сферы, обратим внимание на то, что предварительное решение по определению страны происхождения товара (далее — предварительное решение) принималось таможенным ведомством и ранее. В настоящее время применяется одноименное Положение, утвержденное Приказом ГТК РФ от 22.08.2003 № 920 (далее — Положение № 920). До него действовал подобный документ ГТК РФ от 30.03.2000.

Напомним, что принятие предварительного решения позволяет участникам ВЭД заранее выяснить позицию регулятора таможенного дела по вопросу определения страны происхождения товара. Предварительное решение может быть получено до ввоза товаров на таможенную территорию, что позволяет участникам ВЭД заранее спланировать свою деятельность. Кроме того, определение страны влияет на возможность применения участниками ВЭД схем преференций, влияющих на размер ставки ввозных таможенных пошлин, которые могут быть увеличены или уменьшены. Например, ставка пошлины может составлять 75% от установленной Таможенным тарифом РФ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718), если ввозимый товар происходит из развивающейся страны. Не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, страны происхождения которых — республики бывшего СССР (Приказ ГТК РФ от 25.12.2003 № 1539 «О предоставлении тарифных преференций»).

Перераспределение полномочий

Наиболее важным изменением является изъятие полномочий по принятию предварительного решения у таможенного органа низшего уровня, в который подаются документы для оформления таможенной декларации. Теперь предварительное решение, а также решение об отзыве и прекращении его действия принимаются начальником Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России (далее — ГУ ФТС) или его заместителями.

Для облегчения поиска информации об адресах, телефонах, времени работы ГУ ФТС Регламент содержит отдельный раздел. По телефону или на сайте ГУ ФТС (www.customs.ru) можно будет получить информацию о ходе и результатах рассмотрения запроса, о требованиях к письменному запросу и заверению документов, представляемых вместе с запросом.

Сроки должны дисциплинировать

Следующим важным новшеством является введение предельных сроков каждого мероприятия при предоставлении ГУ ФТС госуслуги по принятию предварительного решения, а также момента, с которого начинается отсчет срока.

Временные рамки были предусмотрены и ранее, но касались они только некоторых его этапов и всего процесса в целом. Он, как и прежде, не должен превышать 90 дней. При этом установленный срок на практике фактически затягивался ввиду отсутствия определения момента, с которого следует начинать его отсчет.

Регламент исправит существующую неопределенность. По его положениям запрос будет регистрироваться (с присвоением входящего номера) в ГУ ФТС не позднее дня, следующего за днем получения, и одновременно передаваться на исполнение.

Сокращен срок (с 30 до 15 дней), в течение которого ГУ ФТС обязано выдать заявителю по его запросу дубликат утерянного, но еще действующего предварительного решения.

Продление и изменение предварительного решения

Наконец-то найдет свое разрешение существующая проблема продления действия предварительного решения. Дело в том, что Положение № 920 не предусматривало такую процедуру. Тем самым участники ВЭД лишались непрерывности процесса своей деятельности, выпадая из него как минимум на 90 дней (срок принятия решения).

Для обеспечения непрерывности действия предварительного решения, пятилетний срок действия которого в отношении конкретного товара истекает, ГУ ФТС согласно положениям Регламента будет принимать к рассмотрению запросы о продлении предварительного решения в отношении этого же товара. При этом запрос о продлении может быть подан не ранее чем за 90 дней до истечения срока действия ранее выданного, но не позднее чем за 30 дней до истечения действия предварительного решения.

Положением № 920 было запрещено вносить изменения в предварительное решение, в результате чего при получении дополнительных документов, указывающих на иную страну происхождения товара, участник ВЭД не мог внести изменение в уже принятое решение. Регламент позволит вносить изменения в предварительное решение.

Что еще нового?

Впервые появилась норма, закрепляющая бесплатность предоставления услуги по принятию предварительного решения. Положение № 920 умалчивало о безвозмездности госуслуги, а предыдущее Положение 2000 года предусматривало платность (500 рублей).

Регламентом утверждены формы запроса и самого решения, которые придут на смену утвержденной Приказом ГТК № 920.

Запрос от юридического лица должен быть удостоверен печатью организации (Положение № 920 этого не требовало). Пополнились сведения, которые должны быть включены в запрос, в частности информацией о характеристиках товара.

Удобным для использования станут блок-схемы (приложения к Регламенту), с помощью которых можно наглядно увидеть последовательность действий как самого заявителя, так и ГУ ФТС.

Проанализировав нововведения Регламента в сопоставлении с положениями действующего Положения № 920, можем констатировать, что новый Регламент решает скопившиеся не разрешенные ранее проблемы участников ВЭД, облегчая их жизнь, направлен на искоренение коррупции и чиновничьей волокиты при выполнении таможенным ведомством возложенных на него государственных функций.

 

БУКВА ЗАКОНА

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (все условия, которым должен отвечать товар, приведены в ст. 31 Таможенного кодекса (ТК РФ) или подвергнуты достаточной переработке (все условия — в ст. 32 ТК РФ) в соответствии с критериями и условиями, установленными ТК РФ.

Таможенные органы принимают предварительное решение об определении страны происхождения товаров по запросу декларанта или иного заинтересованного лица в соответствии с параграфом 3 гл. 6 ТК РФ (ст. 30 ТК РФ).