1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 7459

Правовое и нормативное регулирование ремонта основных средств

Основные средства используются в течение длительного периода. Естественно, со временем их эксплуатационные свойства ухудшаются, что влечет за собой снижение производительности. Возникает необходимость проведения ремонта. Рассмотрим требования законодательных и нормативных актов к организации и документальному оформлению ремонтных работ.


Классификация объектов и видов ремонта

В настоящее время классификация видов ремонта нормативными документами бухгалтерского учета практически не регулируется.

Пункт 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» определяет ремонт как один из видов восстановления объектов основных средств.

Некоторые особенности бухгалтерского учета детализированы в п. 66–69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее – Методические указания).

В Письме Минфина России от 14.01.2004 № 16-00-14/10 разъяснено, что основанием для определения видов ремонта должны являться соответствующие документы, разработанные техническими службами организаций в рамках системы планово-предупредительных ремонтов.

В Письме подтверждается то, что вид проводимого ремонта для организации и ведения бухгалтерского учета в настоящее время значения не имеет – все расходы принимаются к учету в порядке, установленном учетной политикой (в объеме фактических расходов, за счет создаваемого резерва или посредством отчислений в состав расходов будущих периодов).

В то же время классификация ремонтов представляется весьма целесообразной для целей управления финансовыми потоками, определения потребности в денежных и материальных ресурсах, а также для оценки необходимости создания резерва на ремонт основных средств.

Прежде чем перейти собственно к классификации видов ремонта, необходимо напомнить общие требования к организации ремонта, а также к документальному оформлению его планирования и выполнения.


Система планово-предупредительного ремонта (ППР)

Еще в период плановой экономики в стране сложилась и до сих пор успешно функционирует система планово-предупредительного ремонта (ППР), которая представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий по надзору и всем видам ремонта, проводимых периодически по заранее составленному плану.

Система ППР предусматривает определение перечня объектов основных средств, подлежащих ремонтам, вида, характера и содержания ремонтных работ; планирование ремонтных работ, а также их организацию и проведение.

При формировании графиков ППР осуществляется дифференциация ремонтов по группам объектов основных средств (в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств), а также по видам ремонтов.

Как отличить ремонт от реконструкции и модернизации?

Разница между ремонтом и другими видами восстановления объектов основных средств заключается в следующем.

Во-первых, все виды ремонта относятся к текущим затратам, а реконструкция и модернизация – к капитальным. Это и определяет особенности отражения в бухгалтерском учете затрат, осуществляемых в связи с производством ремонта.

Во-вторых, затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ:

  • к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;

  • к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;

  • к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.


Классификация основных средств

Наиболее правомерным для целей бухгалтерского учета представляется использование классификации основных средств, приведенной в ПБУ 6/01. В соответствии с этой классификацией все объекты могут быть объединены в следующие группы: здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги; прочие соответствующие объекты.

Рассмотрим особенности организации и проведения ремонта наиболее распространенных и дорогостоящих групп объектов основных средств. Так как ПБУ 6/01 и Методические указания не устанавливают принципы отнесения отдельных объектов к той или иной категории, то примерные перечни объектов по категориям приводятся далее в соответствии с рекомендациями, данными в преамбуле к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ).


Ремонт производственных зданий и сооружений Здания

К группе «Здания (кроме жилых)» относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу. Объектом классификации данного подраздела является каждое отдельно стоящее здание.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее) являются самостоятельными объектами.

Помещения, встроенные в здания и предназначенные для магазинов, столовых, парикмахерских, ателье, пунктов проката предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, детских садов, яслей, отделений связи, банков и других организаций, назначение которых иное, чем основное назначение здания, входят в состав основного здания.

В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты.

Встроенные котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование, по принадлежности также относятся к зданиям. Объекты основных средств отдельно стоящих котельных относят к соответствующим разделам: «Здания (кроме жилых)», «Машины и оборудование» и др.

Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации включают в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода. Проводку электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включают в состав зданий, начиная от вводного ящика, или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты), или проходных втулок (включая сами втулки).

Фундаменты под всякого рода объектами, не являющимися строениями (котлами, генераторами, станками, машинами, аппаратами и пр., расположенными внутри зданий), не входят в состав здания, кроме фундаментов крупногабаритного оборудования.

Фундаменты этих объектов входят в состав тех объектов, в которых они используются; фундаменты крупногабаритного оборудования, сооруженные одновременно со строительством здания, входят в состав здания. Они, как и ряд других специализированных инженерно-строительных сооружений, являются неотъемлемыми составными частями самих зданий. В этой связи в наименование группировок ряда специализированных зданий, предназначенных для осуществления конкретных видов деятельности, введено словосочетание «специализированные здания».


Сооружения

В составе сооружений учитываются инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

В состав железнодорожных путей станций, разъездов и обгонных пунктов входят все перечисленные выше элементы железнодорожного пути всех станционных и специальных путей каждой станции, разъезда или обгонного пункта.

В состав автомобильных дорог общего пользования включают отрезок дороги, находящийся в ведении (числящийся на балансе) одной дорожной организации, независимо от административной принадлежности территории, по которой она пролегает.

К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.


Нормативная база

Наиболее проработанным и детализированным нормативным актом, устанавливающим правила и регламентирующим процедуры осуществления ремонта производственных зданий и сооружений, в настоящее время по-прежнему остается Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 № 279 (далее – Положение № 279).

Так как официально Положение № 279 не признано недействующим, оно может применяться в части, не противоречащей гражданскому законодательству, законодательным и нормативным актам, принятым в соответствующей отрасли права после 1973 г., а также в части, не противоречащей экономическому содержанию рыночных отношений.

Данный документ предусматривает правила эксплуатации и ремонта производственных зданий со всеми строительными конструкциями и санитарно-техническими устройствами.

Осмотр промышленных зданий и сооружений

Кроме систематического наблюдения за эксплуатацией зданий и сооружений целесообразно производить периодические осмотры производственных зданий и сооружений. Осмотры могут быть общими и частными.

При общем осмотре обследуется все здание или сооружение в целом, включая все конструкции здания или сооружения, в том числе инженерное оборудование, различные виды отделки и все элементы внешнего благоустройства.

При частном осмотре обследованию подвергаются отдельные здания или сооружения комплекса или отдельные конструкции или виды оборудования (например, фермы и балки здания, мосты и трубы на автомобильной дороге, колодцы на канализационной или водопроводной сети).

Состав комиссии по общему осмотру зданий и сооружений назначается руководителем организации. Как правило, возглавляет комиссию по общему осмотру руководитель организации или его заместитель (главный инженер). В состав комиссии включаются представители служб, ведающих эксплуатацией отдельных видов инженерного оборудования зданий (санитарно-техническими устройствами и электроосвещением) и железнодорожного или транспортного цеха (при наличии железнодорожного въезда в здание), а также начальники цехов, мастерских, отделов, непосредственно эксплуатирующие здание.

В настоящее время, по нашему мнению, в состав комиссии целесообразно включать представителей службы финансового менеджмента или экономической службы организации.

Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также перечисляются необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ.


Паспорт здания и технический журнал по эксплуатации

Технические и технико-экономические сведения о зданиях, которые могут повседневно требоваться при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в техническом паспорте и техническом журнале по эксплуатации.

Технический паспорт рекомендуется составлять на каждое здание и сооружение, принятое в эксплуатацию. Паспорт является основным документом по объекту, содержащим его конструктивную и технико-экономическую характеристику, составляемую с учетом всех архитектурно-планировочных и конструктивных изменений.

Для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания или сооружения должен вестись технический журнал, в который вносятся записи о всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места. Технический журнал по эксплуатации производственных зданий и сооружений является основным документом, характеризующим состояние эксплуатируемых объектов.

Сведения, помещенные в техническом журнале, отражают техническое состояние здания или сооружения на данный период времени, а также историю его эксплуатации. Кроме того, часть этих сведений служит исходными данными при составлении дефектных ведомостей на ремонтные работы.

Добавим, что данные технического журнала могут служить также инструментом контроля со стороны бухгалтерии или финансовых служб при проверке эффективности использования ресурсов, соблюдения норматива расходов материалов и своевременности проведения отдельных мероприятий и процедур.


Текущий и капитальный ремонт

Положение № 279 определяет ремонт производственных зданий и сооружений как комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.

Таким образом, основной целью ремонта (как текущего, так и капитального) является восстановление первоначальных качеств, а не их улучшение (которое может быть достигнуто в качестве побочного эффекта).

По производственным зданиям и сооружениям всех отраслей народного хозяйства ремонтные работы подразделяются на два вида – текущий и капитальный.

К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

Текущий ремонт производственных зданий и сооружений осуществляется за счет эксплуатационных (текущих) расходов организации.

Работы по текущему ремонту производятся регулярно в течение года по графикам, составляемым соответствующей управленческой службой организации на основании описей общих, текущих и внеочередных осмотров зданий и сооружений, а также по заявкам персонала, эксплуатирующего объекты (начальников цехов, руководителей хозяйств).

К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).


К СВЕДЕНИЮ!

Существующая в отдельных отраслях народного хозяйства для некоторых сооружений другая более дробная классификация ремонтов (подъемный ремонт, средний ремонт и др.) должна относиться к тому или иному виду ремонта по единой классификации по следующему признаку:

  • при периодичности ремонта до одного года – к текущему;

  • при периодичности ремонта более одного года – к капитальному.


Полная смена изношенных деревянных стен на новые или замена деревянных стен на каменные или бетонные, а также перекладка каменных стен в объеме более 20% (единовременно) могут производиться только за счет средств на капитальное строительство (источников финансирования вложений во внеоборотные активы), если это экономически целесообразно.

Смена железобетонного или металлического каркаса также не может осуществляться за счет текущих расходов (относиться на себестоимость продукции, работ или услуг).


По нашему мнению, до сих пор правомерны ограничения, установленные пунктами 3.14–3.17 Положения № 279, в соответствии с которыми не являются затратами по капитальному ремонту:

  • затраты по надстройке зданий и различным пристройкам к существующим зданиям и сооружениям, устройство новых ограждений предприятия, а также работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения здания или сооружения, повышенными нагрузками и другими новыми качествами;

  • затраты по замене участков трубопровода трубами большего диаметра;

  • затраты, связанные с изменением трассы трубопровода, автомобильной дороги, железнодорожного пути, линии связи или электросиловой линии;

  • затраты по увеличению сечения проводов в электрических сетях на линиях связи, а также изменение трассы этих сетей (подобные работы относятся к реконструкции сооружений);

  • затраты по замене воздушных линий электропередачи и линий связи на кабельные.


План ППР

Положением № 279 регулируется порядок планирования мероприятий планово-предупредительного ремонта.

В годовых планах-графиках должны устанавливаться сроки проведения плановых технических осмотров, текущих и капитальных ремонтов с разбивкой всех мероприятий по месяцам.

Планирование текущего ремонта осуществляется ежегодно на основании расцененных описей ремонтных работ по объектам в пределах общего лимита, предусмотренного в плане производственной деятельности предприятия на финансирование этих работ.

Годовые планы ремонтов составляются на основании данных технических осмотров зданий и сооружений, отдельных конструкций и видов инженерного оборудования.

Годовые планы капитального ремонта (с поквартальной разбивкой) составляются предприятиями и организациями в денежном выражении и натуральных показателях и должны содержать:

  • утвержденный руководителем организации список объектов ремонта;

  • наименование и количество основных работ по каждому объекту;

  • сметную стоимость годового объема работ;

  • календарные сроки ремонтов;

  • потребность в основных материалах, строительных изделиях, транспорте, средствах механизации и рабочих.


Подрядный и хозяйственный способы ремонта

При производстве работ по текущему и капитальному ремонту зданий могут применяться как подрядный, так и хозяйственный способы. Ремонтные работы, осуществляемые подрядным способом, производятся на основании договоров заказчиков с подрядчиками.

При выполнении работ подрядным способом в процессе подготовки плана на предстоящий год необходимо составить с намечаемой подрядной организацией и подписать протокол согласования объемов, вида и стоимости работ.

В тех случаях, когда долговременные отношения с подрядной организацией отсутствуют, а также в случаях, когда ремонт производится впервые, необходимо заключение договора подряда.

Объекты производственного назначения после окончания работ по капитальному ремонту предъявляются к приемке заказчиком. Комиссии по окончательной приемке работ назначаются руководителем организации. При приемке объектов в эксплуатацию комиссии руководствуются действующими нормами и техническими условиями.

Приемка выполненных работ по текущему ремонту проводится начальником или ответственным представителем отдела эксплуатации и ремонта зданий и сооружений в присутствии представителя исполнителей ремонтных работ и оформляется актом приемки или записью в журнале технической эксплуатации.

В общем случае приемка объектов основных средств из ремонта оформляется Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (унифицированная форма № ОС-3), который подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй – передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (унифицированная форма № ОС-6).

В тех случаях, когда капитальный ремонт осуществляется подрядным способом, а в составе работ содержатся строительно-монтажные работы, могут применяться унифицированные формы, используемые в строительстве: Акт о приемке выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) и Справка об объемах выполненных работ (форма № КС-3).


Ремонт средств автомобильного транспорта

Состав транспортных средств

В составе транспортных средств ОКОФ предписывает учитывать средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов: железнодорожный подвижной состав (локомотивы, вагоны и др.); подвижной состав водного, автомобильного, воздушного транспорта, подвижной состав городского транспорта (вагоны метрополитена, трамваи); средства напольного производственного транспорта и средства транспорта прочего вида. К последним могут быть отнесены транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транспортировка грузов и людей (например, автоцистерны, молоко-, цементо-, муковозы).

Автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считают передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и учитывают как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) и оборудование.

Объектом классификации транспортных средств является каждый отдельный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.


Ремонт связан с техническим обслуживанием

Транспортные средства являются источником повышенной опасности. Возможно, поэтому система ремонта основных средств объединена с системой технического обслуживания. Так, в отрасли автомобильного транспорта нормативным актом, наиболее полно и детально регулирующим порядок эксплуатации основных средств, по-прежнему является Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденное Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.84 (далее – Положение).

Пунктом 2.1 Положения установлено, что в отрасли автомобильного транспорта действует планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта (вместо системы планово-предупредительных работ (ППР) в большинстве других отраслей), которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава.

Техническим обслуживанием автотранспортных средств является комплекс операций по:

  • поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде;

  • обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды;

  • уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния;

  • предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.

Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.

Техническое обслуживание формально не относится к работам по восстановлению объектов основных средств (транспорта). Однако состав работ, а также структура расходов материальных и финансовых ресурсов, осуществляемых при проведении мероприятий технического обслуживания, во многом аналогичны составу работ структуре расходов при проведении текущего ремонта.

В частности, при проведении техобслуживания может производиться замена отдельных расходных материалов и запасных частей, смазочных материалов, технических жидкостей и т.п.

Ремонтом средств автотранспорта является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей. Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава. Второй вид ремонта является планово-предупредительным.

Определение технического состояния подвижного состава, его агрегатов и узлов без разборки производится с помощью контроля (диагностирования), который является технологическим элементом технического обслуживания и ремонта.

Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

  • первое техническое обслуживание (ТО-1);

  • второе техническое обслуживание (ТО-2);

  • сезонное техническое обслуживание (СО).


Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

ЕО включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава – санитарную обработку кузова.

ЕО выполняется на автотранспортном предприятии после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.

Таким образом, при проведении ЕО могут осуществляться расходы, связанные с заменой горюче-смазочных материалов и технических жидкостей. При списании стоимости указанных материально-производственных запасов их обособление не представляется целесообразным – достаточно стоимость использованных запасов списать с кредита соответствующего субсчета счета 10 «Материалы» в дебет счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства» (если использование автотранспортных средств осуществляется через специализированное подразделение).

Заработная плата рабочих за время проведения ЕО в отдельный вид расходов также не выделяется, а включается в тарифную ставку или оклад работника.


Первое и второе техническое обслуживание (ТО-1 и ТО-2)

ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.

В качестве отдельно планируемого вида СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в районах очень холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для остальных условий сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости.

При проведении ТО и СО расходы на материалы могут иметь структуру, аналогичную структуре расходов по проведению ЕО, но стоимость израсходованных запасов, как правило, существенно выше. Еще одной особенностью проведения ТО и СО является то, что они могут проводиться (а в крупных и средних организациях – и проводятся) не силами самого водителя транспортного средства, а в соответствующем цеху или структурном (вспомогательном) подразделении организации или посредством использования работ и услуг сторонних организаций. В указанных случаях расходы по обслуживанию обособляются от текущих расходов по содержанию автотранспортных средств и, по нашему мнению, могут списываться на себестоимость продукции, работ или услуг тем же порядком (закрепленным в учетной политике организации), что и расходы на ремонт основных средств.


Капитальный ремонт автотранспортных средств

В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса.

Он производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.

Техническое состояние подвижного состава, агрегатов или узлов, сдаваемых в капитальный ремонт, и качество его выполнения должны соответствовать требованиям государственных стандартов и другой нормативно-технической документации на капитальный ремонт.

Направление подвижного состава и агрегатов в капитальный ремонт производится на основании результатов анализа: их технического состояния с применением средств контроля (диагностирования) с учетом пробега, выполненного с начала эксплуатации или после капитального ремонта; суммарной стоимости израсходованных запасных частей с начала эксплуатации и других затрат на текущий ремонт.

Агрегат направляется в капитальный ремонт, если базовые и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата, а также если работоспособность агрегата не может быть восстановлена (или ее восстановление экономически нецелесообразно) путем проведения текущего ремонта.

Автобусы и легковые автомобили направляются в капитальный ремонт при необходимости капитального ремонта кузова. Грузовые автомобили направляются в капитальный ремонт при необходимости капитального ремонта рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.

Подвижной состав подвергается, как правило, не более чем одному капитальному ремонту, не считая капитального ремонта агрегатов и узлов до и после капитального ремонта автомобиля.


Текущий ремонт

Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния.

При текущем ремонте допускается одновременная замена (комплектом) агрегатов, узлов и деталей, близких по ресурсу. Отработавшие агрегаты, узлы и детали направляются на специализированные производства для восстановления в качестве запасных частей и комплектования из них ремонтных комплектов.

Под ремонтными комплектами понимаются наборы агрегатов, узлов, и деталей, необходимые для устранения неисправностей. Применение ремонтного комплекта должно исключать дополнительные потери рабочего времени на доводку его элементов и доставку недостающих деталей на рабочее место.

Текущий ремонт должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге не меньшем, чем до очередного ТО-2. Он включает:

  • углубленный осмотр, контроль (диагностирование) технического состояния элементов кузова, кабины, рамы и установленных на них узлов;

  • проведение по результатам контроля (диагностирования) необходимого ремонта: восстановление (замена) деталей и узлов, достигших предельного состояния;

  • герметизацию сварных швов и уплотнений, устранение вмятин и трещин на панелях и каркасе кузова, кабины и рамы, удаление продуктов коррозии;

  • восстановление противокоррозионного покрытия кузова, кабины и рамы, окраску кузова, кабины и рамы автомобиля.


Средний ремонт

Кроме того, при восстановлении средств автотранспорта допускается производство среднего ремонта автомобилей для случаев их эксплуатации в тяжелых дорожных условиях.

Средний ремонт автомобиля предусматривает: замену двигателя, требующего капитального ремонта; диагностирование технического состояния автомобиля и одновременное устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей; окраску кузова; другие необходимые работы, обеспечивающие восстановление исправности всего автомобиля.

Средний ремонт проводится с периодичностью свыше одного года. Нормативы и рекомендации по применению среднего ремонта автомобиля и его агрегатов разрабатываются с учетом достигнутого уровня надежности конкретного семейства подвижного состава.


Особенности ремонта вычислительной и оргтехники

В соответствии с ОКОФ к вычислительной технике относятся аналоговые и аналого-цифровые машины для автоматической обработки данных, вычислительные электронные, электромеханические и механические комплексы и машины, устройства, предназначенные для автоматизации процессов хранения, поиска и обработки данных, связанных с решением различных задач.

К оргтехнике относятся множительно-копировальная техника, офисные АТС, пишущие машины, калькуляторы и др.

Объектом классификации вычислительной техники и оргтехники считается каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций, и не являющаяся составной частью какой-либо другой машины.

Основные особенности восстановления названных категорий объектов основных средств определены в Письме Минфина РФ от 22.06.2004 № 03-02-04/5 (то, что письмо представляет собой ответ на частный запрос по поводу ведения налогового учета, в данном случае значения не имеет).

В Письме разъяснено, что компьютер учитывается как единый инвентарный объект основных средств, так как любая его часть не может выполнять свои функции по отдельности. Замена в компьютере любой детали может привести к изменению эксплуатационных характеристик компьютера. Моральный износ компьютера как объекта основных средств происходит в несколько раз быстрее, чем физический.

При разграничении модернизации и ремонта компьютера определяющее значение имеет не то, как изменились его эксплуатационные характеристики, а тот факт, что сохраняется работоспособность инвентарного объекта, не изменившего выполнение своих функций в целом.


Поэтому расходы при замене вышедших из строя элементов компьютерной техники относятся к расходам на ремонт основных средств, учитываемых в порядке, установленном ст. 260 НК РФ.

Таким образом, по мнению Минфина России, замена деталей в средствах вычислительной или оргтехники в общем случае должна признаваться мероприятием текущего ремонта независимо от того, что при этом, как правило, происходит улучшение эксплуатационных характеристик.