Предупреждение университетам

| статьи | печать

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил о том, что в России из тысячи вузов должно остаться 150–200, включая 50 университетов. Согласно мнению экспертов, в Южном федеральном округе свой университетский статус смогут сохранить лишь 5 вузов Махачкалы, Краснодара, Владикавказа, Грозного и Ростова-на-Дону. Остальные либо потеряют свой статус, либо вообще выпадут из системы высшего образования.

В число «счастливчиков» попал Южный федеральный университет, созданный на базе Ростовского госуниверситета. Здесь обучаются 50 тыс. студентов, ведется подготовка специалистов по 206 специальностям. 4 сентября ученый совет ЮФУ одобрил идею о переходе вуза в новый тип организации – автономное учреждение. По мнению проректора по экономике Марины Боровской, переход с казначейской формы обслуживания на банковскую, открытие счета в коммерческом банке обеспечат вузу большую финансовую самостоятельность, в частности, в вопросах материально-технического обеспечения, оплаты труда сотрудников и т.д.

Как считает руководитель службы по связям с общественностью ЮФУ Татьяна Засорина, из 18 ростовских вузов может сохранить свой университетский статус и Ростовский медуниверситет. А пресс-секретарь Ростовского госуниверситета путей сообщения Ольга Молчанова уверена в «неприкасаемости» своего вуза, который является ведомственным, в связи с чем решение Минобразования РФ о сокращении числа университетов его касаться не должно. Здесь решающим является мнение руководства транспортного ведомства.

В Волгоградской области в настоящее время действует добрый десяток государственных вузов. По мнению председателя комитета Волгоградской облдумы по образованию, культуре и общественным связям, ректора ВолГУ Олега Иншакова, выступление министра можно истолковать как «объединение усилий особо мелких вузов с более крупными. Дело в том, что средний размер вузов в развитых странах – от 25 до 50 тыс. студентов, в России же много вузов, где учатся меньше 10 тыс. студентов. В этой ситуации государству становится экономически невыгодно содержать такие вузы». Укрупнение, считает О. Иншаков, – это единственно правильный путь для тех вузов, которые близки по профилю и территориально. По его словам, шансы попасть в число 150 вузов России имеют 3 высших учебных заведения Волгоградской области, но какие именно, сказать пока сложно: «Я думаю, это предупреждение для размышления и проявления инициативы самими вузами и органами власти субъектов Федерации. Кто сам поразмыслит хорошо над проблемой, тот ее и решит эффективно. Прежде всего это касается органов исполнительной власти, а не законодательной. Провести реорганизацию – это дело исполнительной власти. Новых правовых норм здесь придумать нельзя».

В большинстве северокавказских республик к идее Минобразования РФ отнеслись отрицательно. Так, например, первый замминистра образования и науки Республики Адыгея Надежда Кабанова уверена, что два республиканских университета должны сохранить свой статус. «В Адыгее два университета, которые имеют большой потенциал развития и роста, – сказала она. – Я считаю, что на данный момент они соответствуют своему статусу. В Закон об образовании пока еще не внесены изменения, касающиеся порядка отнесения учебного заведения к тому или другому виду, но изменения, конечно, будут. Естественно, планка требований станет выше. Есть определенные вопросы по финансированию, некоторые вузы перейдут на самофинансирование».

По мнению преподавателей Карачаево-Черкесии, госуниверситет в Карачаевске занимает по ряду показателей передовые позиции среди вузов России, в связи с чем им непонятно, почему это учебное заведение не попало в «список 50». «Возможность обучаться в другом городе или республике имеют немногие, – заметила по этому поводу студентка еще одного вуза – госакадемии в Черкесске – Марита Кишмахова. – Нашей республике необходимо иметь высококвалифицированных специалистов, выпускников наших вузов».

А в Кабардино-Балкарии «список 50» вообще назвали провокацией, которую «можно поставить в один ряд с заявлением А.Фурсенко о сокращении числа университетов в России». Местные ученые оценивают как некомпетентность тот факт, что в число северокавказских вузов, которые сохранят свой университетский статус, независимые эксперты включили лишь учебные заведения из Чечни, Северной Осетии и Дагестана. По их мнению, это просто невозможно по политическим соображениям. «Конечно, в Кабардино-Балкарском госуниверситете, как и в большинстве вузов Северного Кавказа, да и всей России, есть проблемы с качеством образования, с коррупцией, – отметил один из педагогов. – Но их нельзя решить, понизив статус учебного заведения, являющегося старейшим вузом республики, ее культурным центром».