1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1152

Среднее образование или переподготовка: найди 3 отличия

Для назначения сотрудников горно-обогатительного предприятия на должности, связанные с руководством подземными работами, необходимо наличие у них специального образования. Подготовку по нужной специальности проводит местный техникум. Период обучения – 6 месяцев. Предприятие направило часть своих сотрудников в этот техникум для получения указанной специальности. По окончании подготовки им были выданы дипломы государственного образца. Налоговая инспекция не приняла затраты предприятия на обучение сотрудников в качестве расходов в целях налогообложения. Какие аргументы может использовать предприятие для защиты своих прав?

О. Косолапова, Башкортостан

 

Учет зависит от формы

Действительно, согласно п. 3 ст. 264 НК РФ к расходам на подготовку и переподготовку кадров не относятся затраты, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Очевидно, налоговый орган, отказывая предприятию в принятии произведенных затрат для целей налогообложения, руководствовался именно этой нормой. Ведь по окончании подготовки сотрудникам были выданы дипломы о среднем профессиональном образовании, что формально свидетельствует о том, что такое образование было получено, а обучение профинансировано предприятием.

С другой стороны, на основании подп. 23 п. 1, 3 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся расходы налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров (в том числе на повышение квалификации кадров), состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе. При этом указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если:

  • соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
  • подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате;
  • программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.

Как видим, все 3 условия выполняются. Направленные на подготовку работники комбината состоят в штате этого предприятия; данная услуга оказывалась техникумом, являющимся российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию; курс подготовки, безусловно, способствовал повышению квалификации сотрудников комбината с целью более эффективного их использования в этой организации, в частности для руководства подземными работами.

Значит, все аргументы в защиту интересов комбината могут сводиться в основном к одному – необходимо доказать, что сотрудники в ходе обучения в техникуме не получили среднее специальное образование, а прошли переподготовку.

 

К СВЕДЕНИЮ!

В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости – в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При этом право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем (ст. 197 ТК РФ).

 

Что это было?

Для того чтобы определиться с тем, что же это было на самом деле – подготовка или обучение в техникуме в рамках среднего профессионального образования, необходимо проанализировать некоторые положения законодательства об образовании.

Так, согласно п. 1 ст. 21 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

В соответствии с п. 3 указанной нормы профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

В свою очередь, среднее профессиональное образование согласно ст. 23 Закона «Об образовании» имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. При этом граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.

 

Признаки сокращенного обучения не подходят

Как указано в вопросе, курс обучения по требуемой специальности рассчитан на 6 месяцев. Совершенно очевидно, что если говорить о среднем профессиональном образовании, то это его сокращенная форма. Очевидно, для налогового органа это основная и единственная зацепка – сотрудники комбината получили среднее профессиональное образование в местном техникуме по сокращенной форме. В случае судебного разбирательства этот аргумент из уст налоговиков будет звучать чаще и громче других.

Но… давайте разберемся более подробно с теми требованиями, которые законодательство предъявляет к сокращенной форме обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях. Нормы Закона носят для этого слишком общий характер. Зато имеется специальный нормативный акт – Приказ Министерства образования РФ от 14.11.2001 № 3654 «Об утверждении порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего специального образования». В данном документе достаточно подробно определены основные признаки сокращенной (ускоренной) формы среднего профессионального образования, позволяющие отличить ее от профессиональной подготовки (переподготовки). Давайте укажем эти признаки:

  • Обучение по сокращенной или ускоренной образовательной программе среднего профессионального образования осуществляется на добровольной основе в соответствии с заявлением лица, желающего обучаться по этой программе. Желание обучаться может быть изложено при подаче документов для поступления в образовательное учреждение (в заявлении о приеме) или после зачисления путем подачи заявления на имя руководителя образовательного учреждения (п. 6 Порядка);
  • Прием на обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с Порядком приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) РФ, утв. Приказом Минобразования России от 09.12.2002 №4304 (п. 7 Порядка);
  • Решение о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе среднего профессионального образования принимается образовательным учреждением на основе перезачета учебных дисциплин и (или) их разделов, изученных в процессе предшествующего обучения, и этапов производственной (профессиональной) практики, пройденных в процессе предшествующего обучения (п. 8 Порядка).

В рассматриваемом случае подготовка сотрудников комбината осуществлялась на основании соответствующего приказа о направлении работников на подготовку и договоре, заключенном между техникумом и комбинатом, а не на основании заявлений работников об их зачислении в техникум. Это во-первых. Во-вторых, не было никакого перезачета изученных ими ранее учебных дисциплин. В-третьих, не было самого приема в техникум, порядок которого установлен указанным выше Приказом Минобразования.

Следовательно, пройденная работниками профессиональная подготовка не может быть отождествлена с обучением в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Такую же позицию занимают и арбитражные суды при рассмотрении данных споров между организациями и налоговыми органами.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 03.08.2006 по делу № Ф09-6575/06-С2 суд пришел к выводу, что факты того, что работники общества, направленные на обучение, прошли обучение по программе повышения квалификации, полностью подтверждаются материалами дела, а для применения подп. 23 п. 1 и п. 3 ст. 264 НК РФ правового значения не имеет вопрос о том, получили ли они при повышении  квалификации среднее или высшее образование, или нет. Аналогичный вывод изложен в Постановлении ФАС Центрального округа от 16.02.2004 по делу № А68АП-213/10-02.

Безусловно, при обращении в суд или вышестоящий налоговый орган для оспаривания указанных действий сотрудников налоговой инспекции необходимо представить полный пакет документов, подтверждающих факт прохождения работниками именно  профессиональной подготовки. Как говорилось выше, такими документами являются договор с техникумом о проведении подготовки сотрудников комбината с правильным указанием цели подготовки, соответствующий приказ руководства комбината, договоры комбината и сотрудников о направлении их на профессиональную подготовку.