Эльгинский уголь направят в Ванино

| статьи | печать
Эльгинский уголь направят в Ванино

Порты Ванино и Советская Гавань к 2013 году увеличат перевалку грузов с 10 до 30 млн тонн. Об этом заявил заместитель председателя правительства Хабаровского края Александр Левинталь.

Прирост предполагается обеспечить за счет экспортных поставок угля. Сибирская  угольная компания построила в этом районе автоматизированный терминал по перевалке черного золота. Компания «Мечел» достигла соглашения с правительством Хабаровского края о возведении в этой зоне своего угольного терминала. Таким образом, крупный логистический проект развития Ванино – Советско-Гаванского транспортно-портового узла приобрел зримые очертания. Предполагается, что к 2025 г. грузопоток здесь возрастет до 80 млн тонн в год. Общий объем инвестиций в этот проект оценивается в 47 млрд руб.

«Наши намерения серьезны, – заявил генеральный директор ООО «УК «Мечел» Владимир Полин на презентации проекта в Хабаровске. – Ванино привлекает нас большими глубинами и удобной транспортной схемой. Отсюда мы думает отгружать уголь Эльгинского месторождения на экспорт в Республику Корею и Индию».

«Строительная площадка в районе мыса Токи нас полностью устраивает, – говорит директор департамента развития портовой инфраструктуры «Мечела» Армир Кульман. – Здесь довольно обширная территория, она абсолютно пустая, а строить с нуля мы умеем. В порту создадут около 600 новых рабочих мест. Специалисты потребуются  высококлассные: терминал будет полностью автоматизированный, с привлечением самых передовых технологий, касающихся портового бизнеса. Уже есть специальная программа подготовки механиков и технологов. В Ванино заложены два дома для специалистов компании».

Стоимость проекта с социалкой оценивается в 12 млрд руб. Планируется, что специализированный угольный перевалочный комплекс ООО «Мечел – Ванино» начнет работать в 2012 г. Мощность первой очереди – 15 млн тонн. Вторую очередь предполагается запустить до 2025 г. Если это произойдет, то производительность комплекса достигнет 25 млн тонн угля в год. У руководителей «Мечела» сомнений в этом нет. После того как компания в прошлом году приобрела пакеты акций ОАО «ХК «Якутуголь» и ОАО «Эльгауголь», она стала самым крупным производителем и экспортером коксующегося угля в России. Сегодня «Мечел» является владельцем Эльгинского месторождения, которое является самым крупным в мире неразработанным месторождением твердых коксующихся углей очень высокого качества. Однако…

Эльгинское месторождение находится в труднодоступном районе Якутии. Чтобы до него добраться, надо построить железнодорожную ветку протяженностью 320 км, которая соединит Эльгу с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). Всего же необходимо протянуть более 600 км подъездных путей в очень сложных горно-геологических и  погодных условиях. Ни одна частная компания в России на такие «подвиги» не отчаивалась. Делал попытку, правда, построить дорогу на Эльгу один из министров МПС, но она, похоже, оказалась преждевременной и была остановлена после того, как этот министр лишился своего поста.

Эльга при всей своей сложности остается лакомым куском. Дело в том, что на мировом рынке острый дефицит углей такого качества. Однако, чтобы проект заработал в полную силу, необходимо преодолеть ряд проблем. Железнодорожная ветка Комсомольск-на-Амуре – Ванино – Совгавань уже не справляется с нагрузками. Да, сегодня предпринимаются меры по расшивке узкого места в районе Кузнецовского перевала. Но даже после строительства здесь тоннеля, которое займет не один год, эта линия не будет справляться с заявленным грузопотоком. А другой здесь нет.

Параллельно к 2025 г. должна возрасти до 80 млн тонн в год и пропускная способность БАМа. На территории Хабаровского края в развитие этой магистрали планируется вложить порядка 180 млрд руб. По мнению специалистов, решить такие масштабные задачи можно только по принципу частно-государственного партнерства. А пойдет ли государство на такие затраты? Вот в чем вопрос.