1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1564

Посмотрите на свой бизнес глазами налоговой службы

Налоговая служба придумала еще один критерий отбора компаний для проведения выездной проверки. Если организация занимается бизнесом «с высоким налоговым риском», то есть использует различные схемы ухода от налогов, то она попадает в зону повышенного внимания инспекторов. Налоговики обнародовали 4 такие схемы. Мы предлагаем ознакомиться с разработками ФНС и оценить свои шансы на скорую встречу с инспекторами.

Федеральная налоговая служба Приказом от 14.10.2008 № ММ-3-06/333@ дополнила критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков новым, 12-м, критерием – «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».

В прошлом году налоговики опубликовали 11 критериев самостоятельной оценки рисков, которые фактически являются критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Этот документ под названием «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденный Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, в свое время наделал много шуму.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

С полным текстом Приказа и Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок можно ознакомиться на странице Д2 «ЭЖ Досье» и на нашем сайте www.eg‑online.ru.

 

Идея Концепции в том, чтобы налогоплательщики самостоятельно просчитали результаты своей хозяйственной деятельности, посмотрели на них глазами налоговой службы и оценили вероятность попадания в график выездных налоговых проверок. Если несколько критериев совпадает с реальным положением дел в компании, то нужно срочно исправиться или просто сидеть и готовиться к приему проверяющих.

Напомним эти критерии.

  • Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Теперь к этому списку добавился новый, 12-й, критерий. Он информирует налогоплательщиков о рисках применения схем ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Иными словами, это схемы ухода от налогов, с которыми налоговики наиболее часто сталкиваются при проверках. ФНС таким образом предупреждает компании: мы знаем эти схемы, поэтому, если не хотите неприятностей, лучше откажитесь от их применения. 

Итак, предлагаем вам «примерить» на свой бизнес эти схемы.

 

Использование фирм-«однодневок»

Первая схема описывает способы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием «фирм- «однодневок».

Эта схема является самым распространенным способом уклонения от уплаты налогов. Суть ее в том, что в цепочку хозяйственных связей вводится фирма, которая не исполняет свои налоговые обязательства. Такие фирмы, которые создаются с единственной целью уклонения от уплаты налогов, получили название «однодневок». Как правило, они прямо или косвенно подконтрольны получателю необоснованной налоговой выгоды.

Налоговики выделяют два основных направления использования фирм-«однодневок».

 

1. С помощью фирмы-«однодневки» создаются фиктивные расходы и увеличиваются косвенные налоги, принимаемые к вычету.

Происходит это обычно так. Организация заключает с фирмой-«однодневкой» хозяйственный договор, по которому фактического движения товара (работ, услуг) не происходит. Очень часто для этих целей используются договоры по оказанию услуг (маркетинговых и т.п.).

По такому договору в адрес фирмы-«однодневки» перечисляются денежные средства (включая косвенные налоги). В дальнейшем эти деньги фирмой-«однодневкой» обычно обналичиваются или выводятся в офшоры.

Несмотря на то что фактического выполнения услуг (движения товаров) по договору не происходит, в адрес организации от фирмы-«однодневки» поступают все необходимые первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты и т.п.), подтверждающие совершение операций по договору.

На основании этих документов организация уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций и принимает к вычету суммы косвенных налогов, получая тем самым необоснованную налоговую выгоду.

 

2. С помощью фирмы-«однодневки» увеличивается добавленная стоимость товара.

В этом случае в цепочку «покупатель – продавец» вводится посредник (фирма-«однодневка»). Такая схема очень часто применяется при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость. Суть ее заключается в следующем (см. рис. 1).

Производитель продает товар посреднику по цене, близкой к себестоимости. Далее посредник с высокой торговой наценкой реализует товар лицу, осуществляющему его сбыт конечным потребителям. В результате у производителя и конечного продавца налоговая нагрузка минимальна. Максимальна она только у посредника. Но поскольку в качестве посредника выступает фирма-«однодневка», не исполняющая свои налоговые обязательства, уплаты налогов в бюджет не происходит. Вместо этого денежные средства обналичиваются или выводятся в офшоры (см. рис. 2).

В этой схеме в зависимости от фактически сложившихся экономических условий получателем налоговой выгоды может выступать как производитель, так и конечный продавец.

 

Схема при реализации недвижимого имущества

Описываемая схема также базируется на использовании фирм-«однодневок». Она очень часто применяется агентствами недвижимости, страховыми компаниями и инвесторами при реализации объектов недвижимого имущества. Применение схемы не только оказывает негативный эффект на налоговые поступления бюджета, но и может ущемлять права физических лиц, которые являются покупателями недвижимого имущества.

Одна из самых распространенных схем реализации недвижимого имущества выглядит следующим образом: с покупателем недвижимости заключается договор инвестирования, а расчеты по нему осуществляются векселями. При этом расчеты по договору, заключенному с агентством недвижимости, осуществляются векселями, приобретенными у зависимых от агентства недвижимости организаций. Если договор инвестирования заключается с зависимой от агентства недвижимости организацией, в расчетах по нему используются векселя агентства недвижимости.

Использование вексельных расчетов в данном случае не обусловлено разумным экономическим смыслом, а имеет цель уклонения от уплаты налогов. Покупатели квартир, обращаясь в агентство, не имеют намерений приобретать какие-либо ценные бумаги. Их приобретение связано исключительно с расчетами за квартиры и навязано агентством недвижимости. Поскольку зависимая организация, как правило, является фирмой-«однодневкой», такая схема расчетов позволяет группе минимизировать свои налоговые обязательства. При этом резко возрастает риск неполучения покупателем недвижимого имущества.

Другой распространенной схемой, применяемой на рынке недвижимости, является схема со страхованием инвестиционных рисков (см. рис. 3).

Суть ее состоит в следующем. Стоимость квартиры делится на две части: инвестиционный взнос и страховую премию. При заключении договора покупателя принуждают застраховать инвестиционные риски агентства недвижимости, наступление которых в такой ситуации изначально невозможно. Сумма инвестиционного взноса устанавливается близкой к себестоимости квартиры, а остальная стоимость включается в страховую премию. Поскольку страховая премия не включается в налоговую базу по налогу на прибыль агентства недвижимости, происходит занижение стоимости квартиры для целей налогообложения на сумму страховой премии. В этом случае имеются основания полагать, что деятельность страховой компании ведется в интересах агентства недвижимости.

При применении указанной схемы у покупателя возникает риск невозврата денежных средств при расторжении инвестиционного договора в размере уплаченной страховой премии.

Схема с привлечением недобросовестных страховых организаций также активно используется при аренде и лизинге.

 

Схема при производстве алкоголя

В этой схеме используется специфика производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно действующим положениям нормативных правовых актов в производстве алкогольной продукции (водки) может участвовать как этиловый спирт, так и спиртосодержащая продукция – бражные дистилляты, настои спиртованные и т.п. В случае производства водки из этилового спирта налоговая нагрузка по акцизу будет существенно выше, чем при производстве той же продукции из бражных дистиллятов, настоев спиртованных или иной спиртосодержащей продукции.

Данный факт связан с разницей в сумме акциза, подлежащей вычету производителем по приобретенной продукции (по спиртосодержащему сырью применяется вычет по ставке акциза в размере 173,5 руб., по спирту – 25,15 руб.).

Этим и пользуются недобросовестные налогоплательщики, производя водку из этилового спирта, а оформляя ее как произведенную из спиртосодержащей продукции (см. рис. 4).

В данной схеме реальных хозяйственных операций по приобретению налогоплательщиком спиртосодержащей продукции для производства водки не происходит. Поставки такой продукции отражаются только в формально оформленных товаросопроводительных документах.

Свидетельством применения схемы также является отсутствие у поставщика (производителя) спиртосодержащей продукции технической базы для производства отраженного в учете объема реализованной продукции (отсутствует необходимое технологическое оборудование, коммуникации, квалифицированный персонал, сырье для производства продукции). Другим признаком применения схемы является осуществление расчетов через третьих лиц, не имеющих отношения к поставке или производству спиртосодержащей продукции. Кроме того, показатели отчетности участников схемы не соответствуют реальным показателям финансово-хозяйст­вен­ной деятельности.

Таким образом, выявление указанных признаков в их системной взаимосвязи свидетельствует о применении схемы, целью которой является получение необоснованной налоговой выгоды.

 

Схема с использованием инвалидов

Эта схема применяется организациями, использующими труд инвалидов и применяющими льготу, предусмотренную подп. 2 п. 3. ст. 149 НК РФ (освобождение от налогообложения НДС организаций, в состав которых входят инвалиды).

Участниками схемы являются:

  • налогоплательщик – организация, численность инвалидов в которой составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
  • фирма-аутсорсер – организация, предоставляющая квалифицированный персонал.

Суть схемы состоит в следующем.

Организация, в состав которой входят инвалиды, привлекает к производству продукции привлеченный персонал по договорам аутсорсинга. При этом штатные сотрудники организации не в состоянии обеспечить производство реализуемой продукции. Однако, несмотря на это, льгота по НДС применяется организацией в отношении всего объема производимой продукции.

Это становится возможным, поскольку привлеченный персонал не учитывается в среднесписочной численности работников и фонде оплаты труда. Используя труд привлеченных работников и применяя льготу по НДС, налогоплательщик злоупотребляет правом на применение льготы, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.

 

Что делать налогоплательщику?

Если налогоплательщик в своей хозяйственной деятельности находит схожие с вышеописанными операции, ему в первую очередь необходимо оценить связанные с ними налоговые риски.

Согласно 12-му критерию повышают налоговые риски следующие обстоятельства:

  • отсутствие личных контактов должностных лиц поставщика и покупателя, а также отсутствие документального подтверждения их полномочий;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента (его складских или производственных площадей);
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте;
  • наличие доступной информации о других участниках рынка предлагающих такие же товары по более низким ценам;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента, которую можно проверить на официальном сайте ФНС России.

Обстоятельствами, повышающими налоговый риск, также являются следующие ситуации:

если контрагент с вышеуказанными характеристиками выступает в роли посредника;

в договорах присутствуют длительные отсрочки платежей, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантий, несопоставимые с последствиями нарушения штрафные санкции, осуществление расчетов через третьих лиц или векселями;

отсутствие у контрагента документов, подтверждающих наличие производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров и т.п.;

рост задолженности контрагента на фоне продолжения поставок в его адрес крупных партий товаров;

существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика при отсутствии экономической целесообразности такой сделки.

 

Если налогоплательщик обнаружил в своей деятельности такие признаки, ему предлагается исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период и представить уточненные декларации, приложив к ним пояснения.

Для идентификации цели подачи уточненной декларации налогоплательщикам рекомендуется представить вместе с ней пояснительную записку по форме, указанной в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-06/333@.

При поведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации с представленной пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

Если камеральная проверка подтвердит, что уточненная декларация достоверно отражает финансово-хозяй­ствен­ную деятельность, а не является формальной, это позволит налогоплательщику минимизировать вероятность проведения в отношении его выездной налоговой проверки. В этом случае решение о назначении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом только после предварительного согласования с ФНС России.