1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1284

Деловой вояж по новым правилам

Правительство РФ наконец-то реализовало свое полномочие, предусмотренное ст. 166 ТК РФ, утвердив положение об особенностях направления работников в служебные ­командировки. О содержании этого документа и пойдет речь.

 

«Раритет» уходит на покой

Большинство организаций не может обойтись без направления своих работников в командировки. Отсюда и актуальность вопросов, связанных с такими поездками. Однако Трудовой кодекс РФ содержит лишь ключевые нормы по данной тематике. Поэтому хозяйствующие субъекты и контролирующие органы были вынуждены обращаться к Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее – Инструкция), применявшейся в части, не противоречащей вышеуказанному Кодексу. На практике это приводило к различному толкованию многих положений. А многочисленные разъяснения зачастую противоречили друг другу. Кроме того, Инструкция не регулировала вопросы загранкомандировок.

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ст. 166 ТК РФ была введена часть вторая, согласно которой особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Но уполномоченный орган не спешил исполнять предписания законодателя. Только по прошествии более 2 лет Правительство РФ Постановлением от 13.10.2008 № 749 утвердило Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее – Положение), а также поручило Минздравсоцразвитию РФ давать разъяснения по вопросам, связанным с применением данного документа.

Хотя Инструкция формально не отменена, с вступлением в силу нового документа она не должна применяться (кроме приложений 2 и 3 к ней, на чем мы остановимся ниже).

 

Руководство для кадровика и бухгалтера

Отметим, что Положение определяет порядок командировок не только на территории России, но и за ее пределами, что следует из п. 1 данного документа. При этом его нормы можно условно подразделить на 3 вида:

  • общие, касающиеся как «внутренних» командировок, так и «внешних»;
  • относящиеся к служебным командировкам на территории Российской Федерации;
  • определяющие особенности загранкомандировок.

Сняты сомнения относительно максимального срока служебных командировок. Положение не устанавливает каких-либо временных ограничений. Согласно п. 4 данного документа срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Однако следует помнить, что в соответствии со ст. 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются.

В пункте 3 Положения уточняется, что поездка работника, направляемого по распоряжению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.

А теперь обсудим основные изменения, внесенные в регулирование «командировочного процесса» обсуждаемым нормативным актом.

 

Дан приказ: ему – на Запад, ей – в другую сторону...

Пункт 2 обсуждаемого нормативного акта оговаривает, что в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Такую оговорку можно было бы посчитать излишней. То, что служебная командировка является понятием трудового права, прямо следует из содержания ст. 166 ТК РФ. Видимо, при разработке Положения была учтена практика «направления в командировку» лиц, с которыми организации состоят не в трудовых, а в гражданско-правовых отношениях.

Решение о направлении работника в служебную командировку должно быть документально оформлено. Это следует из содержания п. 3 и 7 Положения. В п. 3 говорится о распоряжении, а в п. 7 – о решении. Очевидно, что наименование документа не имеет значения. Важен сам факт документирования решения работодателя.

Таким образом, если Инструкция допускала оформление командировки лишь выдачей командировочного удостоверения, то Положение требует еще и составления распоряжения или решения руководителя.

Цель командировки указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем. При этом работнику оформляется командировочное удостоверение, в котором фиксируются дата приезда в пункт назначения и дата выезда из него. Этот документ не выдается при командировке за пределы России, кроме случаев командирования в государства – участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, предусматривающие пересечение государственной границы без отметок в документах.

В настоящее время действует форма № Т-10 «Командировочное удостоверение», утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004.

Пункт 8 Положения устанавливает, что порядок и формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, определяются Минздравсоцразвития РФ. Мы считаем, что, пока данное ведомство это предписание не выполнит, следует применять формы журнала учета работников, выбывающих в командировки, и журнала учета работников, прибывающих в командировки, содержащиеся соответственно в приложениях 2 и 3 Инструкции.

 

Такси не роскошь, а средство передвижения

Согласно п. 11 Положения размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, что соответствует ст. 168 ТК РФ.

Пункт 12 обсуждаемого нормативного акта устанавливает, что расходы по проезду к месту командировки на территории России и обратно к месту постоянной работы и по проезду из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, включают:

  • расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от них, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;
  • страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров;
  • оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Аналогичные положения содержались и в Инструкции. Однако в отличие от нее Положение не оговаривает, что в расходы по проезду не могут быть включены услуги такси. Следовательно, при наличии документов, подтверждающих такие услуги, стоимость проезда командированного работника на такси может быть включена в расходы. Соответственно эти расходы могут учитываться и в целях налогообложения.

Отметим, что арбитражные суды и ранее признавали обоснованность учета организациями расходов на услуги такси, произведенных работниками в связи с командировками и подтвержденных документально (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2005 № A56-17467/04).

 

Валютные расходы

Согласно п. 16 Положения оплата и (или) возмещение расходов работника в иностранной валюте, связанных с командировкой за пределы России, включая выплату аванса в инвалюте, в также погашение неизрасходованного аванса в такой валюте, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). Обратимся к данному правовому акту.

Из ст. 9 Закона следует, что валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, установленных этой статьей. Под такое исключение подпадают, в частности, операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи с командировкой.

Согласно ст. 12 Закона юридические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета, открытые в банках за пределами России, за исключением операций между резидентами. Эта же статья предусматривает, что операции по зарубежным счетам могут совершаться и между резидентами, если речь идет об операциях по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием сотрудников на территорию страны местонахождения представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации.

Таким образом, валютное законодательство допускает при соблюдении определенных условий получение командированными работниками российских юридических лиц иностранной валюты как в России, так и за рубежом.

Пункт 17 Положения определяет особенности выплаты суточных командированным, которые часть времени проводят в пути, следуя по российской территории. Согласно данному пункту за время нахождения в пути работника, направленного в командировку за пределы Российской Федерации, суточные выплачиваются:

  • при проезде по территории России – в порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом для «внутренних» командировок;
  • при проезде по территории иностранного государства – в порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом для зарубежных командировок.

При выезде работника из Российской Федерации дата пересечения границы включается в дни, за которые суточные выплачиваются в инвалюте, а при его возвращении указанная дата включается в дни, за которые причитаются «рублевые» суточные.

Из содержания норм Положения следует, что организация должна установить размеры суточных по тем иностранным государствам, в которые возможны загранкомандировки. Так, согласно п. 18 обсуждаемого нормативного акта при направлении работника в командировку на территории двух или более государств суточные за день пересечения границы между этими государствами выплачиваются в инвалюте по нормам, установленным для страны, в которую он командирован.

Предусмотрена также ситуация, при которой работник, выехавший в командировку в иностранное государство, возвращается на территорию России в тот же день. В этом случае согласно п. 20 обсуждаемого нормативного акта ему выплачиваются суточные в иностранной валюте в размере 50% нормы, установленной в организации в вышеуказанном порядке.

Пункт 23 Положения к дополнительным расходам на загранкомандировки, подлежащим возмещению, относит:

  • расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;
  • обязательные консульские и аэродромные сборы;
  • сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;
  • расходы на оформление обязательной медицинской страховки;
  • иные обязательны платежи и сборы.

 

Особенности «полузаграничных» командировок

Речь идет о государствах – участниках СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения о том, что в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы. Из содержания п. 15 обсуждаемого нормативного акта, уже упомянутого нами, следует, что при командировках в такие страны работникам выдаются командировочные удостоверения в общеустановленном порядке.

При служебных командировках в иные страны даты пересечения госграницы, необходимые для расчета суточных, определяются по отметкам в паспорте. А если работник находился в деловой поездке в одном из вышеуказанных государств Содружества Независимых Государств, то суточные ему должны рассчитываться по отметкам в командировочном удостоверении, которые и определяют в данном случае даты пересечения государственной границы согласно п. 19 Положения.

 

Болезнь вдали от дома

Из п. 25 Положения следует, что командированный работник в случае его временной нетрудоспособности, удостоверенной в установленном порядке, имеет право на:

  • возмещение расходов по найму жилого помещения (кроме случаев, когда он находится на стационарном лечении);
  • выплату суточных в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению возложенного на него служебного поручения или вернуться к месту постоянного жительства.

Обратим снимание на то, что Инструкция предусматривала выплату суточных больному командированному работнику только в течение 2 месяцев.

Вышеуказанный пункт также устанавливает, что за период болезни работнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

С приездом!

Пункт 26 Положения регулирует вопросы завершающей стадии служебной командировки – возвращения из нее. Согласно данному пункту работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 дней:

  • авансовый отчет об израсходованных суммах;
  • отчет в письменной форме о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения.

Командированный работник также должен в течение вышеуказанного срока произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом денежному авансу на командировочные расходы.

При этом к авансовому отчету прилагаются помимо командировочного удостоверения, оформленного надлежащим образом, документы о:

  • найме жилого помещения;
  • фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);
  • иных расходах, связанных с командировкой.

 

Сфера действия

Обратим внимание на то, что Положение в части размеров командировочных расходов распространяется только на организации, которые не финансируются за счет бюджета. Иные организации при направлении своих работников в служебные командировки должны руководствоваться продолжающими действовать нормативными актами, в том числе и ведомственными.

В качестве примера можно назвать постановления Правительства РФ:

  • от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»;
  • от 02.08.2004 № 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

В то же время мы считаем, что нормы Положения, не касающиеся размеров командировочных расходов, должны применять и бюджетные организации, если иное не следует из действующего законодательства.

Отметим также, что организации не вправе принимать локальные акты, ухудшающие положение командированных работников по сравнению с обсуждаемым нормативным актом. Например, работодатель не может установить, что в случае болезни работника в период командировки суточные ему не выплачиваются.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, вступит в силу 25 октября 2008 г.