Полномочия главбуха в отсутствие директора

| статьи | печать

На предприятии проводится выездная налоговая проверка. Во время проверки директор серьезно заболел, находится в стационаре. Какими правами обладает главный бухгалтер и какие вопросы он может решать в отсутствие директора? Возможно ли приостановить проверку до выздоровления директора?

Выездная налоговая проверка проводится в соответствии с положениями ст. 89 НК РФ на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Пунктом 9 данной статьи определены условия, при которых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проверку. К ним относятся:

  • истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
  • получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • проведение экспертиз;
  • перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Обратите внимание, что данный перечень условий приостановления проверки является исчерпывающим.

Следовательно, приостановить проверку по причине болезни директора до момента его выздоровления не представляется возможным.

Рассмотрим теперь вопрос, что делать главному бухгалтеру, какие у него могут быть права, когда директор организации не может временно выполнять свои функции.

Представлять интересы организации, действовать от ее имени без доверенности может только ее законный представитель. Законным представителем налогоплательщика-организации признается лицо, уполномоченное представлять определенную организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ).

Если законный представитель в силу каких-либо обстоятельств (болезнь, командировка, отпуск) не может сам участвовать в налоговых правоотношениях, то от его имени может действовать уполномоченное лицо.

Уполномоченным представителем компании признается физическое или юридическое лицо, которому организация доверила представлять ее интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации действует на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Кроме того, если должностными инструкциями, локальными актами организации предусмотрено что при временном отсутствии руководителя его обязанности возлагаются на определенное должностное лицо организации, то все вопросы решает данное лицо после издания соответствующего приказа.

Если же внутренними документами не предусмотрено автоматического перехода обязанностей руководителя определенному должностному лицу, то можно назначить временно исполняющего его обязанности. Такое назначение происходит путем издания внутреннего приказа за подписью руководителя.

Обратите внимание, что порядок назначения временно исполняющего обязанности руководителя организации должен быть предусмотрен учредительными документами общества. Если же учредительными документами такой порядок не предусмотрен, то назначаемое лицо будет исполнять свои обязанности неправомерно. Любые совершенные таким лицом действия будут рассматриваться как совершенные в личных интересах, а не в интересах организации.

Таким образом, в вашем случае целесообразно оформить доверенность на главного бухгалтера с максимальным объемом полномочий, на основании которой он сможет представлять интересы организации и действовать в период отсутствия директора по всем вопросам, возникающим в ходе проведения выездной налоговой проверки.

В противном случае главный бухгалтер в отсутствие директора продолжает действовать в рамках своих должностных полномочий.