Законопроектный портфель («Ваш партнер-консультант», № 46, 2008 г.)

| статьи | печать

Запрет на приватизацию

Госдумой принят в третьем чтении законопроект, запрещающий приватизацию предприятий и учреждений, осуществляющих изготовление наркотических и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и осуществляется под контролем государства. 

Речь идет только об изготовителях веществ, включенных в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ, утвержденный Постановлением Правительства от 30.06.98 № 681 (далее — наркосредства).

Законопроектом вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон).

Напомним, что в России действует государственная монополия на оборот наркосредств. Пунктом 1 ст. 17 Закона установлено, что производство наркосредств осуществляется ­ГУПами, находящимися в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Пункт 2 этой же статьи Закона устанавливает, что изготовление нарко­средств осуществляется ГУПами и МУПами, однако отсутствует норма по запрету их приватизации.

В настоящее время в России всего 4 ГУПа занимается производством и изготовлением наркосредств, включенных в Список II. Из них 2 не производят, а только изготавливают наркосредства. 170 МУПов имеют лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркосредств, внесенных в Список II. Данные предприятия выпускают наркосредства в малых объемах и малых дозировках (для детей), а также по оригинальной рецептуре.

В связи с тем что эти предприятия занимаются только ­изготовлением готовых лекарственных форм из закупаемых субстанций, существует опасность их приватизации и сокращения объемов изготовления отечественных наркосредств в связи с перепрофилированием предприятий на выпуск ненаркотических лекарственных средств. С принятием законопроекта приватизация и перепрофилирование наркоизготовителей станут невозможны. (Проект № 37503-5)

 

Продление сроков переоформления прав на землю

Госдума одобрила в первом чтении законопроект, продлевающий срок приведения договоров аренды земельных долей сельскохозяйственного назначения в соответствие с правилами гражданского и земельного законодательства. 

Соответствующие изменения вносятся в ст. 16 Федерального закона 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Принятие законопроекта направлено на снятие социальной напряженности при оформлении прав граждан на использование земельных долей.

Срок переоформления продлевается еще на 2 года, что позволит сельхозтоваропроизводителям и владельцам земельных долей цивилизованно решить вопрос с использованием земли на законных основаниях.

Продление срока отдаляет дату возникновения доверительного управления на земельные доли. Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 1022 ГК РФ долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества — на имущество учредителя управления, не переданное в доверительное управление. Из этого следует, что долги сельхозорганизации в случае ее банкротства будут погашаться за счет земельных долей, находящихся в доверительном управлении, даже без согласия собственников земельных долей, что, в свою очередь, может привести к потере гражданами не только своих земельных долей, но и всего имущества. (Проект № 82766-5)

 

Недобросовестных застройщиков станет меньше

В Госдуме находится законопроект, которым вводится обязательная регистрация договоров по передаче прав требования на объекты незавершенного строительства многоквартирных домов.  

Данный законопроект подготовлен к первому чтению. Предлагается внести изменения в ряд законодательных актов с целью исключить повторение событий, связанных с обманом граждан-инвесторов, которые приобрели один объект по договору пере­уступки прав на квартиру в недостроенном многоквартирном доме. Законодатели видят единственный выход в сложившейся ситуации — это регистрация договоров с внесением сведений в единый реестр прав на недвижимое имущество. Это будет служить гарантией, исключающей факты двойной, а в ряде случаев и тройной продажи объектов недвижимости Росрегистрацией. Изменения коснутся ст. 131 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Безусловно, одобрение законопроекта не снимет риски граждан и других инвесторов при инвестировании средств в долевое строительство, но однозначно лишит недобросовестных застройщиков возможности, перепродавать уже реализованные объекты недвижимости. (Проект № 371134-4)

 

Полномочия субъектов РФ расширяются

Проект Федерального закона, расширяющего полномочия субъектов РФ по содержанию, развитию и организации эксплуатации речных портов, имущество которых находится в собственности субъекта РФ, принят Госдумой в третьем чтении. 

Передаваемое субъектам РФ полномочие в настоящее время находится в совместном с РФ ведении и вскоре будет осуществляться субъектами самостоятельно за счет средств их бюджета. Одобренные нововведения, по мнению законодателей, будут способствовать эффективному обеспечению полномочий субъектов.

Законопроект вносит соответствующие изменения в статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». (Проект № 68387-5)

 

Изменение порядка регистрации договоров реализации ипотечного жилья

Госдума намерена рассмотреть во втором чтении законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон), действующая редакция которого дает почву для злоупотреблений со стороны продавца, получившего от заемщика денежные средства по договору купли-продажи до государственной регистрации договора и перехода права собственности по нему. 

Недобросовестный продавец в данном случае может после получения денежных средств отказаться от продажи квартиры, направив в регистрирующий орган заявление о возврате документов.

Проектом предусмотрена норма, согласно которой не допускается приостановление государственной регистрации договора, а также отказ в государственной регистрации договора по заявлению одной или обеих сторон такого договора, если из договора следует, что приобретение квартиры осуществляется с использованием кредитных средств банка и расчеты по договору произведены до государственной регистрации договора. (Проект № 374275-4)

 

Грядут изменения законодательства о банкротстве

Ко второму чтению подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) в части совершенствования законодательства о банкротстве. 

Законопроект уточняет процессуальный статус и полномочия саморегулируемой организации арбитражных управляющих, порядок формирования ее компенсационного фонда, ответственность за действия (бездействие) арбитражных управляющих, регулирует вопрос перехода арбитражного управляющего из одной саморегулируемой организации в другую. Также уточняются отдельные положения Закона, касающиеся финансового оздоровления, внешнего управления, упрощенных процедур банкротства (ликвидируемых и отсутствующих должников). Кроме того, законопроектом устанавливается порядок выплат кредиторам первой очереди денежных средств за причинение вреда жизни и здоровью, если указанные лица не ­застрахованы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (Проект № 145263-4)

 

Размер финансового обеспечения туроператоров увеличат

К первому чтению подготовлен законопроект, увеличивающий размер финансового обеспечения ответственности туроператоров до 100 млн руб.  

Соответствующие изменения вносятся в ст. 17 Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Напомним, что сейчас такое обеспечение составляет 10 млн руб. За счет указанной суммы выплачиваются денежные средства, внесенные в счет договора о реализации туристического продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные тур­оператором, а также денежные средства, причитающиеся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору.

Повышение обеспечительной суммы повысит для туристов финансовую защищенность, отсутствующую в настоящее время по некоторым туроператорам, скандалы по которым прогремели летом этого года. (Проект № 97593-5)