1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2143

Премирование на государственном уровне

Обязательно ли наличие положения о премировании в бюджетных учреждениях? Возможна ли выдача премий на основании приказов?

Постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» было установлено, что учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки. Но данное Постановление утратило силу с 1 декабря 2008  г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, согласно п. 2 которого системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • мнения представительного органа работников.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях (далее – Приказ).

Согласно приложению № 1 к Приказу указанный Перечень содержит также премиальные выплаты по итогам работы.

В соответствии с Разъяснениями о порядке установления выплат стимулирующего характера, изложенными в Приложении № 2 к Приказу, в федеральных бюджетных учреждениях выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем (п. 1 Разъяснений). Трудовой кодекс РФ не содержит определения локального нормативного акта.

Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно сложившийся практике под локальными актами можно понимать документ, действующий в пределах организации и не носящий индивидуальную направленность, на регулирование отношений с конкретным работником.

Вместе с тем ни нормами ТК РФ, ни нормативно-правовыми актами в сфере бюджетного регулирования не установлено обязательное требование о разработке и утверждении положения о премировании в бюджетной организации как отдельного документа.

Однако исходя из анализа норм трудового законодательства и складывающейся правоприменительной практики можно сделать вывод, что приказы работодателя (в том числе руководителя бюджетной организации) о премировании конкретного работника или одноразовом премировании группы работников не могут быть отнесены к локальным нормативным актам в области системы оплаты труда.

Таким образом, документ, содержащий положения о премировании работников бюджетных организаций, будь то отдельное положение о премировании, иной локальный нормативный акт, не должен быть индивидуализирован и носить разовый характер.

Кроме того, еще раз обра-щаем внимание, что порядок премирования может быть установлен в том числе в коллективном договоре, ином соглашении.

Вместе с тем исходя из всего изложенного мы все же рекомендуем разработать отдельное положение о премировании.

Положение о премировании должно предусматривать:

  • условия премирования (количественно-качественные ха-рактеристики);
  • круг премируемых лиц;
  • порядок премирования: размеры выплат, сроки и т.д.

Документ, предусматривающий выплаты премии, будь то соглашение, коллективный или трудовой договор либо локальный нормативный акт, должен предусматривать:

  • показатели и условия премирования и их количественные и качественные характеристики (например, сокращение расходования водителями топлива на 5–10% в месяц);
  • круг премируемых работников;
  • размеры премиальных выплат;
  • периодичность премирования.

На основании данного документа и будут издаваться руководителем бюджетной организации приказы о премировании конкретных работников.