Экономическое сотрудничество музея и муниципалитета

| статьи | печать

В качестве классического примера привлечения населения к решению вопросов местного значения эксперты и чиновники обычно приводят оригинальную идею города Мышкина Ярославской области, где все началось с частного Музея мыши. Между тем в Тульской области не первый год реализуется музейный проект «Епифанская мануфактура».

Ни один социокультурный проект не возникает на пустом месте. Наша разработка также базируется на истории края. А ее реализация – пример экономического сотрудничества Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» и администраций поселка Епифань и Кимовского района по привлечению местных жителей к производству сувенирной продукции. Наш опыт осуществления проектной деятельности применим в любом муниципальном образовании, где живут и работают люди, не равнодушные к судьбе своей малой родины.

К началу XXI века некогда шумный уездный город превратился в затихающее поселение, в котором численность занятых в промышленном производстве даже по сравнению с концом XX века сократилась в 3,5 раза, количество гостиниц и постоялых дворов – в 5 раз, общепитовских точек – в 10 раз. Собственно, такая судьба у многих малых исторических городов России, и национальный вопрос «что делать?» остро стоит перед их администрациями.

Предлагая местным властям действовать совместно, руководство музея сделало ставку на постоянный диалог с населением, с разными социальными, возрастными и экономическими группами – со всеми, кому небезразлично прошлое и будущее Епифани как парадных ворот Куликова поля.

Пока запущено три проекта. Первый под названием «Маски Епифани» удивил самих местных жителей. В ходе реализации проекта, осуществленной при поддержке Института «Открытое Общество», они заново открыли для себя свой отчий край. Теперь они с удовольствием делятся «открытием» с многочисленными туристами.

Проект «Епифанская ярмарка» получил пять лет назад грант Минкультуры России. Теперь это ежегодный фестиваль творческих коллективов и народных умельцев малых городов бассейна реки Дон, в котором участвуют посланцы десятков муниципальных образований Тульской, Липецкой, Воронежской, Волгоградской и Ростовской областей. Смотр талантов и ремесел обрел свой девиз: «На Дону стоим! Дон славим!», а сама ярмарка специализируется на торговле сувенирной продукцией и медом.

Наконец, родилась идея «Епифанской мануфактуры». Этот проект аккумулировал решение большинства утилитарных, коммуникационных, управленческих проблем музея-заповедника. Главное же его достоинство заключается в том, что он максимально эффективно вовлекает заинтересованных в процветании малой родины местных жителей в общее для всех дело. А утилитарная выгода выразилась в четырехкратном повышении интереса к местной сувенирной продукции. Доход музея от ее продажи составляет теперь 35% от всего объема реализованных услуг. Соответственно растут другие показатели, что особенно впечатляет на фоне общего сокращения бюджетного финансирования музеев.

К сожалению, ярмарка в представлении местных чиновников все еще мероприятие, а не экономический проект возрождения территории, хотя они решают теперь большинство организационных и прочих вопросов по ее проведению. Может, поэтому местные жители охотнее на людей смотрят, чем себя показывают, хотя с нетерпением ждут очередной фестиваль. Причем никто из епифанцев ни разу не отказал в просьбе ни местной администрации, ни руководству музея. Возможно, стимулом для инициативы станет для них растущая с каждым годом конкуренция со стороны тульских, воронежских, липецких, ростовских мастеров и бортников и по качеству, и по количеству представляемого ассортимента. По крайней мере местный бизнес по достоинству оценил выгоды от участия в ярмарке и оказывает организаторам посильную помощь.