У налоговиков нет права на контрольные закупки

| статьи | печать

Имеют ли право налоговики проводить контрольные закупки? Если не имеют, то в каком документе это установлено?

Людмила,

вопрос с сайта www.eg-online.ru

Обязанность вести контроль за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложена на налоговые органы ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ), ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

Согласно ст. 7 Закона о ККТ налоговые органы, в частности, проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков,
а также налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования этого закона.

Вопрос полномочий налоговых органов при проведении контрольных закупок неоднократно становился предметом судебных разбирательств. Правда, следует отметить, что решения арбитражных судов были разными.

Одни принимали решения, основываясь на том, что покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения ККТ, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона о ККТ (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.01.2008 № А19-13832/07-Ф02-9837/07, Поволжского округа от 01.07.2008 № А12-19067/07-С10, Дальневосточного округа от 09.04.2008 № Ф03-А51/ 08-2/937, Волго-Вятского округа от 01.07.2008 № А79-1781/2008, от 30.07.2008 № А82-13398/2007-22 и др.). Заметим, что подобной точки зрения придерживался и Минфин России (письмо от 07.02.2006 № 03-01-15/1-23).

Другие исходили из того, что в законодательстве РФ не определены методы и порядок осуществления таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2006 № Ф04-7909/2005 (25811-А03-29), Поволжского округа от 19.01.2006 по делу № А65-15804/05-СА1-36, Дальневосточного округа от 30.08.2004 № Ф03-А51/04-2/ 2128 и др.).

Кроме того, проверочная закупка в силу федеральных законов от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных этими законами.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о ККТ органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении ими указанных в ст. 7 Закона о ККТ контрольных функций. При этом согласно ст. 13 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ у налоговых органов нет права проводить оперативно-разыскные мероприятия.

Указанную позицию поддержал Президиум ВАС РФ, приняв 2 сентября 2008 г. постановление № 3125/08. В своем решении он указал, что проведение должностным лицом налоговой инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона и подтверждающее событие правонарушения.

Таким образом, в связи с тем, что сотрудникам налоговых инспекций не предоставлено права вести оперативно-разыскную деятельность, то контрольные мероприятия, в частности контрольные закупки, они могут проводить только совместно с органами внутренних дел.