Пока объект есть в Перечне, налог на имущество по нему исчисляется исходя из кадастровой стоимости

| статьи | печать

Изменение характеристик объекта, в результате чего он перестал соответствовать критериям, по которым его налоговая база должна определяться исходя из кадастровой стоимости, не является основанием для перехода на исчисление налога на имущество по среднегодовой стоимости. Такой переход возможен, только если объект будет исключен из Перечня (постановление АС Северо-Западного округа от 29.10.2025 по делу № А56-126093/2024).

Суть дела

У компании в собственности был производственный склад, расположенный на земельном участке с разрешенным видом использования «производственная деятельность» и включенный в Перечень недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости на 2024 г. (далее — Перечень). Причиной стало то, что более 20% площади склада занимали торговые помещения арендатора.

В августе 2024 г. договор аренды был расторгнут и арендатор съехал. Компания посчитала, что характеристики склада изменились и он перестал соответствовать критериям, по которым его налоговая база должна определяться исходя из кадастровой стоимости. По мнению компании, в такой ситуации п. 2 ст. 382 НК РФ позволяет ей самостоятельно, без исключения объекта из Перечня, исчислять налог исходя из среднегодовой стоимости. В ноябре 2024 г. она обратилась в инспекцию с соответствующим заявлением.

Инспекция ответила, что склад включен в Перечень и сведений об исключении его из Перечня нет.

Тогда компания обратилась в суд с требованием признать незаконным отказ инспекции в переходе на исчисление налога на имущество по складу исходя из среднегодовой стоимости.

Решение судов

Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. Они расценили ответ инспекции не как отказ в переходе на иной порядок расчета, а как информационное сообщение об отсутствии оснований для такого перехода, поскольку объект числится в Перечне. На момент включения в Перечень объект соответствовал критериям торгового центра по виду фактического использования (более 20% площади занимали торговые помещения), что предусмотрено п. 4 ст. 378.2 НК РФ.

Суды указали, что инспекция не наделена полномочиями оценивать правомерность включения объекта в Перечень или исключать его оттуда. Законом установлен четкий порядок: уполномоченный орган субъекта РФ формирует и публикует Перечень объектов для налогообложения по кадастровой стоимости (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), а налоговый орган применяет этот Перечень. Налоговый кодекс не запрещает уполномоченному органу вносить в Перечень изменения, в том числе исключать объекты, ошибочно включенные или переставшие соответствовать критериям (п. 7.1 ст. 378.2 НК РФ). Вопросы об основаниях включения или исключения объекта из Перечня должны решаться не с налоговым органом, а с тем органом власти субъекта РФ, который этот перечень определяет.

Судебные инстанции отклонили доводы компании о праве на самостоятельный перерасчет по ст. 382 НК РФ, так как данная норма не отменяет обязательность применения действующего официального Перечня. Пока объект в нем числится, налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Компания не представила доказательств того, что спорный объект был официально исключен из Перечня уполномоченным органом власти.