Российский рынок сервисной робототехники уверенно растет. Количество игроков в этой сфере за несколько лет увеличилось в два раза. Однако стремительное развитие упирается в фундаментальные барьеры — высокую капиталоемкость решений, дефицит специалистов для их внедрения и обслуживания, а также неотработанные правовые нормы. Ключевые тренды, препятствия и точки роста рынка — разбираем вместе с экспертами.
Каждый десятый курьер в России в ближайшие два года может оказаться роботом. С таким прогнозом выступила компания «Яндекс», анонсировавшая планы по запуску в городах страны 20 тыс. автономных роботов-доставщиков. Уже через год компания намерена выйти на производство 1300 таких устройств в месяц, а к концу 2027 г. — достигнуть целевого показателя. Это позволит не только смягчить проблему нехватки курьеров для сервисов «Яндекса» и его партнеров, но и сохранить конкурентную стоимость доставки. Новые роботы начнут работу в Санкт-Петербурге, Казани и других городах, а также увеличат покрытие в Москве.
Первые роботы-доставщики «Яндекса» заработали в Москве в 2019 г. Сегодня их зона действия охватывает 21 район столицы, муринский пригород Санкт-Петербурга и Иннополис под Казанью. Только за 2025 г. они выполнили свыше 250 тыс. заказов. Экономика проекта также демонстрирует прогресс: по данным компании, себестоимость рободоставки за шесть лет упала в пять раз и теперь сравнялась с расходами на услуги курьера-человека. В компании ожидают, что с вводом в строй роботов нового поколения стоимость роботизированной доставки станет ниже, чем у традиционной курьерской.
Карта рынка и его география
Амбиции «Яндекса» хорошо иллюстрируют общий тренд: рынок сервисных роботов в России активно растет. Масштабы этого роста видны на отраслевой карте 2025 г., составленной аналитиками сервиса RoboJobs, Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) и «Корпорации роботов». Согласно представленным данным, компаний сервисной робототехники сейчас в два раза больше, чем в 2021 г. Исследование охватило 563 организации — от динамичных стартапов до крупных корпораций, научных институтов и учебных центров, географически распределенных по 86 городам и 56 регионам страны.
Динамика рынка впечатляет: за один только год, с 2024 по 2025 г., число компаний на карте увеличилось на 22%. Основным драйвером этого рывка стала роботизация складской логистики. Количество компаний в этом сегменте взлетело на 71,8%, достигнув 67 организаций. Столь резкий рост отражает ответ бизнеса на вызовы электронной коммерции и необходимость оптимизации цепочек поставок. Вслед за складскими роботами наиболее значительный прирост продемонстрировали сегменты компонентов и ключевых технологий для робототехники (увеличение с 33 до 49 компаний), а также пары смежных направлений — роботы для дезинфекции и уборки (с 15 до 28) и сельское хозяйство (с 16 до 29 компаний).
Анализ ролевой модели участников рынка показывает, что его ядро составляют разработчики: 318 компаний, или 56,5% от общего числа, занимаются непосредственно созданием робототехнических решений. Значительную долю, 20,4%, формируют 115 компаний, специализирующихся на дистрибуции готовых решений и оказании услуг с использованием роботов. При этом научная и образовательная база остается критически важной — 130 организаций, или каждый четвертый участник карты, представляют собой исследовательские и учебные центры, обеспечивающие рынок кадрами и инновациями.
Если рассматривать профиль деятельности, то из 433 коммерческих и научных компаний (без учета чисто образовательных учреждений) абсолютное большинство — 278 организаций, или 64% — сфокусированы исключительно на робототехнике. Оставшиеся 155 компаний (36%) работают в робототехнике как в одном из направлений наряду с другими бизнес-сегментами.
По количественному наполнению сегментов лидируют научные и образовательные центры (124 организации), что подчеркивает академическую активность в сфере. За ними следуют компании, работающие с беспилотными летательными аппаратами (104 организации), и стремительно растущая складская логистика (67 компаний). Наименее представленными, что ожидаемо для нишевых и капиталоемких областей, остаются сегменты космической робототехники (всего 6 компаний) и роботизации животноводства (8 компаний).
Географически отрасль остается высококонцентрированной. Почти половина всех компаний — 46,6% — базируется в Москве. Санкт-Петербург укрепляет свои позиции как второй крупнейший хаб с долей в 13,5%. Замыкает тройку городов-лидеров Екатеринбург, однако его доля существенно меньше и составляет 2,4%, что наглядно иллюстрирует сохраняющийся значительный разрыв между столичными агломерациями и другими региональными центрами развития робототехники в России.
Преимущества и барьеры роботизации
Как рассказали эксперты, опрошенные «ЭЖ», отечественный рынок сервисной робототехники переживает этап активного формирования комплексной экосистемы. Ее ядро сконцентрировано в крупнейших мегаполисах и региональных центрах, где уже сегодня представлен широкий спектр решений. Фундаментом для всей отрасли служат многочисленные научные и образовательные центры, которые обеспечивают кадровую и исследовательскую базу.
Основная ценность роботизации, по мнению специалистов, заключается в глубокой оптимизации ресурсов. Автоматизация позволяет перераспределить человеческий труд, передав машинам рутинные, круглосуточные операции, будь то перемещение грузов на складе или монотонный мониторинг.
Это не только высвобождает персонал для более сложных задач, но и принципиально минимизирует влияние «человеческого фактора» — ошибок, связанных с усталостью или невнимательностью. Отдельным и важным преимуществом является способность роботов работать в средах, опасных для человека, например, при инспекции промышленных объектов или в зонах с повышенным риском заражения.
Сферы применения сервисных роботов в России весьма разнообразны. Сегодня их можно встретить в роли консультантов и гидов в музеях и торговых центрах, администраторов в офисных зданиях и многофункциональных центрах. Активно развивается сегмент роботов-официантов, барменов и устройств для приготовления пищи. Внедрение таких решений приносит бизнесу ощутимый эффект: помимо прямой экономии на фонде оплаты труда за счет автоматизации повторяющихся процессов, роботы становятся инструментом повышения клиентского опыта, привлекая внимание и создавая современный, технологичный образ компании.
Однако путь к массовой роботизации сопряжен с серьезными вызовами. Главным экономическим барьером остается высокая капиталоемкость проектов, требующая значительных первоначальных инвестиций не только в закупку оборудования, но и в его интеграцию в существующие бизнес-процессы и последующую адаптацию. Не менее острой является кадровая проблема — на рынке ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов, способных обслуживать сложные системы и настраивать их под конкретные задачи предприятия.
В отдельных сегментах добавляются специфические сложности. Например, в роботизированной доставке, несмотря на растущий интерес, массовому развертыванию мешает высокая конечная себестоимость услуги и недостаточная развитость необходимой инфраструктуры. Для аэрологистики, использующей дроны, серьезным тормозом является несовершенство правового поля, которое пока не позволяет безопасно и легально интегрировать беспилотники в плотную городскую среду.
Таким образом, российский рынок сервисной робототехники находится на переломном этапе. С одной стороны, он демонстрирует впечатляющую динамику роста и расширение географии. С другой — его качественное развитие и массовое внедрение сдерживаются комплексом проблем. Успех в ближайшие годы будет определяться не столько количеством новых компаний в отрасли, сколько способностью преодолеть эти барьеры, сделать технологии экономически доступными и сфокусироваться на создании комплексных цифровых решений, где робот является лишь одним из элементов целостной системы автоматизации.
К сведению
Будущее автоматизации: как сервисные роботы покоряют мир
Согласно отчету FBI (Future Business Insights), мировой рынок сервисной робототехники находится на пороге взрывного роста. Прогнозируется, что его объем увеличится почти в пять раз: с 40,7 млрд долл. в 2025 г. до 197,32 млрд долл. к 2035 г. Это обеспечит среднегодовой темп роста (CAGR) на уровне 17,1% в течение прогнозируемого периода с 2026 по 2035 г., а уже в 2026 году выручка достигнет 46,89 млрд долл.
Географическим мотором этого роста станет Азиатско-Тихоокеанский регион, который в 2025 г. уже контролировал более 44,3% мировых доходов благодаря активному внедрению роботов в промышленность и здравоохранение Китая и Японии. Ожидается, что его доминирование усилится: совокупный среднегодовой темп роста региона до 2035 г. превысит 18,8%. Этому будет способствовать стремительная автоматизация и демографический вызов в виде старения населения, требующий роботизации в сфере ухода и медицины.
Рост будет определяться тремя драйверами, которые уже трансформируют ключевые отрасли. Первый и наиболее социально значимый драйвер — это растущее использование сервисных роботов в здравоохранении и гостиничном бизнесе.
Медицинские учреждения, стремясь повысить качество ухода и снизить операционные расходы, активно внедряют роботов для доставки лекарств, дезинфекции помещений и даже предварительного общения с пациентами. Эффективность таких решений в снижении внутрибольничных инфекций отмечается на глобальном уровне. Параллельно индустрия гостеприимства использует роботов для обслуживания номеров, доставки багажа и уборки, что не только оптимизирует процессы, но и становится конкурентным преимуществом для привлечения технологически ориентированных клиентов.
Второй ключевой драйвер — рост спроса на автономных роботов-доставщиков в логистике. Бум электронной коммерции и растущие потребительские ожидания к скорости доставки заставляют логистические компании коренным образом пересматривать операции «последней мили». Автономные наземные и воздушные роботы-курьеры становятся решением для оптимизации затрат и повышения эффективности. Этот тренд уже получает поддержку на регуляторном уровне: многие города начинают адаптировать инфраструктуру и законодательство для безопасной интеграции роботов-доставщиков в городскую среду, создавая благоприятные условия для масштабирования.
Третий, фундаментальный драйвер — революционные достижения в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Именно они превращают роботов из запрограммированных автоматов в адаптивных, обучаемых и многозадачных помощников. Современные ИИ-алгоритмы позволяют роботам лучше взаимодействовать с непредсказуемой окружающей средой, принимать оперативные решения и осваивать новые навыки. Это расширяет сферу их применения от сложных производственных задач до работы в динамичном публичном пространстве, например, в розничной торговле или аэропортах.
Однако, как отмечают авторы исследования путь к роботизированному будущему сопряжен со значительными препятствиями. Главным сдерживающим фактором является сложное и неоднородное нормативное бремя. Требования к безопасности, конфиденциальности данных (особенно в свете таких регуляций, как GDPR в ЕС) и вопросы гражданско-правовой ответственности за действия автономных систем сильно различаются от страны к стране. Компаниям приходится тратить колоссальные ресурсы на обеспечение соответствия, что замедляет инновационные циклы и создает высокий барьер для выхода на рынок новых игроков.
Второе серьезное ограничение — это структурная уязвимость глобальных цепочек поставок. Производство сервисных роботов зависит от критически важных и часто дефицитных компонентов: высокоточных датчиков, специализированных процессоров, систем машинного зрения. Геополитическая напряженность и перебои, подобные кризису с полупроводниками, приводят к росту стоимости и задержкам поставок, срывая производственные планы и ограничивая возможности удовлетворения рыночного спроса. Это вынуждает игроков пересматривать стратегии в сторону диверсификации поставщиков и локализации производства ключевых узлов.
