Правительственный законопроект о масштабной налоговой реформе (мы писали о нем подробно в «ЭЖ-Бухгалтер» № 37, 2025), принятый Госдумой в первом чтении, может быть серьезно доработан ко второму чтению. Комитет Госдумы по бюджету и налогам вместе с ведущими бизнес-объединениями предлагают смягчить ключевые новации, чтобы избежать роста банкротств и ухода предпринимателей «в тень». Основные споры разгораются вокруг нового порога доходов для уплаты НДС при УСН.
В заключении Комитета Госдумы на законопроект отмечается, что период времени, предусмотренный для вступления в силу предлагаемых им мер, может оказаться недостаточным для подготовки и адаптации бизнеса к новым правилам налогообложения. С учетом поступивших в Комитет обращений с целью соблюдения баланса интересов государства, общества и бизнеса при финансовом обеспечении приоритетов бюджетной и налоговой политики Комитет сделал ряд предложений, которые рекомендовал учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Порог дохода для НДС на УСН
Комитет предложил рассмотреть возможность более плавного поэтапного перехода к изменению пороговых значений дохода, при которых налогоплательщики, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС.
Правда, каких-то конкретных цифр Комитет не назвал. Однако 13 октября на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина было направлено письмо, в котором три деловых объединения — Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата и «ОПОРА РОССИИ», а также Корпорация МСП просили Госдуму смягчить внесенный Минфином законопроект.
Для недопущения неблагоприятных социально-экономических последствий представители бизнеса просят повысить предельный размер дохода для плательщиков УСН, на которых ляжет обязанность уплачивать НДС с предложенных 10 млн руб. до 30 млн руб. Это не будет иметь столь существенных негативных последствий, при этом запланированные в бюджете доходы от снижения порога по НДС в размере 200 млрд руб. будут получены, отмечается в письме.
Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов обратил внимание, что дополнительный доход от снижения планки до 10 млн руб. оценен Правительством РФ в 200 млрд руб. Однако эту цифру можно получить как раз при лимите в 30 млн руб. А если ставить лимит 10 млн руб., это даст 600—800 млрд руб.
На заседании Правительства РФ от 23 октября 2025 г. председатель Правительства РФ Михаил Мишустин дал поручение Минфину России проработать и проанализировать при подготовке законопроекта ко второму чтению инициативы и обращения, которые поступают от депутатов, различных общественных объединений, чтобы максимально учесть поставленные ими вопросы. Так что, возможно, предложения бизнеса будут услышаны, и ко второму чтению лимит дохода для НДС на УСН пересмотрят, установив его на уровне 30 млн руб.
Отметим, что по данным ряда СМИ сейчас обсуждаются разные варианты поэтапного перехода:
-
в первый год 30 млн руб., во второй — 20 млн руб., в третий — 15 млн руб.;
-
в первый год 20 млн руб., во второй — 15 млн руб., в третий — 10 млн руб.;
-
в первый год 20 млн руб. а потом 10 млн руб.
Другие изменения по УСН
Комитет предложил:
-
расширить закрытый перечень расходов на УСН, учитывая, что пороговое значение доходов по УСН увеличено до 450 млн руб. и налоговый режим применяют более крупные компании;
-
смягчить норму п. 8 ст. 164 НК РФ, запрещающую в настоящее время налогоплательщику, применяющему УСН и налоговые ставки по НДС в размере 5 или 7%, в течение трех лет изменять применяемую ставку (то есть перейти на общеустановленную с правом применения установленных вычетов по НДС и наоборот);
-
с учетом позитивного опыта применения в 2025 г. моратория на привлечение к ответственности налогоплательщиков, применяющих УСН и впервые ставших плательщиками НДС, которые первый раз допустили нарушение исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (постановление Правительства РФ от 23.04.2025 № 530), рассмотреть возможность установления аналогичной меры в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН, которые также впервые станут плательщиками НДС в соответствии с новыми критериями.
ПСН
В части патентной системы налогообложения Комитет предлагает предусмотреть более плавный переход к изменению порогового значения дохода на ПСН, при котором теряется право на применение указанного налогового режима.
Кроме того, предлагается сохранить возможность применения ПСН в отношении розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах.
Льгота по НДС для ИТ-отрасли
Комитет Госдумы по бюджету и налогам считает целесообразным более плавный переход к отмене льготы по НДС в отношении исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных, прав на использование таких программ и баз данных, поскольку соответствующие договоры носят характер длящихся и заключены в условиях действующего законодательства о налогах и сборах (то есть без учета в стоимости указанных исключительных прав НДС).
Отметим, что Правительство РФ уже согласовало отказ от введения НДС для ИТ-отрасли. Соответствующие изменения будут учтены в поправках в Налоговый кодекс ко второму чтению. Об этом сообщил курирующий ИТ вице-премьер Дмитрий Григоренко.
Прочие предложения
Комитет также предложил:
-
сохранить действующие пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП в отношении социально значимых сфер деятельности бизнеса (образование, ЖКХ и пр.), оказывающего услуги непосредственно населению;
-
рассмотреть вопрос целесообразности продления срока действия временных норм, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, предусматривающих меры поддержки налогоплательщиков, срок действия которых истекает в 2025 г.
