Восстановление «депозитарно погашенных» облигаций недобросовестных эмитентов для защиты прав миноритариев после общего собрания владельцев облигаций: часть 21

| статьи | печать

В первой части материала автор рассмотрел последствия недействительности соглашений, утвержденных общим собранием владельцев облигаций, в ситуации если центральный депозитарий совершил депозитарную операцию по погашению облигаций. В его продолжении автор анализирует возможность восстановления неправомерно прекращенного депозитарного обслуживания облигаций.

Возможность восстановления облигаций предусмотрена законодательством

В целом ряде случаев встречается утверждение об отсутствии нормативного регулирования процедуры восстановления «депозитарно-погашенных» облигаций, признанных судом незаконными, которое основано на недопустимом отождествлении правового регулирования с наличием специального подзаконного акта, подробно регулирующего способ восстановления таких «депозитарно-погашенных» облигаций.

Согласно ч. 1 ст. 166 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Следовательно, ничтожные соглашения о новации либо отступном, заключенным на основании положений п. 4 ч. 1 29.7 ФЗ о РЦБ не могли породить правовые последствия с момента их совершения2.

Согласно ч. 3 ст. 25.1 ФЗ о РЦБ Банк России в установленном им порядке осуществляет ведение реестра эмиссионных ценных бумаг. В случае заключения соглашений о новации либо отступном на основании п. 2.5 Положения Банка России от 02.12.2019 № 703-П «О порядке ведения реестра эмиссионных ценных бумаг и предоставления содержащейся в нем информации» (зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2020 № 57742) Банк России указывает в реестре эмиссионных ценных бумаг статус облигаций в качестве погашенных.

Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» Банк России регулирует деятельность центрального депозитария, а также принимает нормативные акты, устанавливающие требования к его деятельности. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 42 ФЗ о РЦБ, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц и рекомендации по применению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг.

Ничтожность соглашений влечет регулирование отношений сторон эмиссионными документами с момента совершения ничтожных сделок и отсутствие основания для совершенной центральным депозитарием на основании Положения Банка России от 13.11.2015 № 503-П «О порядке открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов», ФЗ о РЦБ глобальной депозитарной операции по списанию облигаций со счетов депо владельцев в раздел «Изъятые из обращения» эмиссионного счета эмитента в центральный депозитарий, а также дальнейшего их депозитарного погашения, то есть перевода из раздела «Изъятые из обращения» в раздел «Погашенные ценные бумаги» на эмиссионном счете эмитента3.

В ходе депозитарного погашения облигаций нижестоящие депозитарии по поручению центрального депозитария совершают депозитарный перевод (перевод депо) облигаций со счетов депо владельцев в раздел «изъятые из обращения» эмиссионного счета эмитента в центральном депозитарии. Примечательно, что ФЗ о РЦБ, предусмотрев право на обращения в суд, не предусматривает автоматическое формирование центральным депозитарием списков лиц в порядке ст. 8.6-1 ФЗ о РЦБ, у которых списываются эмиссионные ценные бумаги, что может явиться серьезным препятствием и фактически парализовать конституционное право на судебную защиту.

Депозитарная операция перевода ценных бумаг, в частности, регулируется базовым стандартом совершения депозитарием операций на финансовом рынке (согласовано Комитетом по стандартам по депозитарной деятельности, протокол от 16.11.2017 № КДП-9) на официальном сайте Банка России (прим. автора: https://cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90013/3) по состоянию на 16.06.2025 указано, что данный документ применяется с 17.11.2018.

Базовый стандарт, в частности, содержит следующие нормы по депозитарному переводу ценных бумаг (переводу депо):

  • пункт 1.4: перевод — депозитарная операция, результатом которой является списание ценных бумаг со счета депо (иного пассивного счета, субсчета, раздела пассивного счета депо, раздел пассивного счета) с одновременным их зачислением на другой счет депо (иной пассивный счет, субсчет, раздел пассивного счета депо, раздел пассивного счета) при условии, что количество ценных бумаг, учитываемых на активных счетах, не изменяется;

  • пункт 5.1.1: операция по зачислению ценных бумаг на счета (субсчета) депо и иные пассивные счета сопровождается обязательным внесением записи о зачислении таких ценных бумаг на активный счет. Внесение записи о зачислении ценных бумаг на пассивный счет без движения по активным счетам является частью операции перевода;

  • пункт 5.2.1: операция по списанию ценных бумаг со счетов депо (субсчетов) и иных пассивных счетов сопровождается обязательным внесением записи о списании таких ценных бумаг с активного счета. Внесение записи о списании ценных бумаг с пассивного счета без движения по активным счетам является частью операции перевода;

  • пункт 5.5.1: операция перевода осуществляется на основании одного поручения, подписанного двумя инициаторами операции, или двух встречных поручений инициаторов операции, если иное не предусмотрено базовым стандартом или условиями;

  • пункт 9.2: по желанию правопреемника, если это предусмотрено условиями, ценные бумаги могут быть переведены на счет депо, открытый на имя правопреемника, либо по желанию правопреемника ценные бумаги могут быть переведены на лицевой счет правопреемника в реестре или счет депо, открытый на его имя в другом Депозитарии».

Базовый стандарт применен в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.10.2023 № Ф05-23661/2023 по делу № А40-223562/2022, постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2025 № 09АП-7012/2025-ГК по делу № А40-87051/2024, от 04.07.2025 по делу № 09АП-14626/2025-ГК в уточнение Положения Банка России от 13.11.2015 № 503-П, от 16.06.2023 № 09АП-29817/2023 по делу № А40-223562/2022.

Таким образом, депозитарная операция перевод ценных бумаг (перевод депо) является своеобразным аналогом перевода денежных средств, предметом которого являются ценные бумаги. Это единая депозитарная операция, которая инициируется отправителем ценных бумаг, включая в себя списание со счета депо отправителя, и завершается зачислением на счет депо получателя ценных бумаг.

Подобная единая депозитарная операция не может быть сведена к простому набору сделок по списанию и зачислению ценных бумаг на счета депо промежуточных агентов перевода ценных бумаг (номинальных держателей).

Согласно ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Следовательно, для восстановления прав добросовестных владельцев облигаций их облигации подлежат восстановлению путем возврата соответствующих количеств облигаций в порядке применения последствий недействительности ничтожных соглашений, безотносительно к истечению срока обращения облигаций, так как единственным основанием списания является факт депозитарного погашения облигаций, а не прекращения обязательств из облигаций.

Здесь особо следует выделить именно добросовестных владельцев, коими могут считаться владельцы, не совершившие действий, подпадающих под действие ч. 5 ст. 166 ГК РФ, например, получивших выплаты по подобным соглашениям и одновременно владеющими облигациями на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев облигаций, дату подписания соглашений и дату «депозитарного погашения» облигаций.

Именно эти владельцы и составляют круг лиц, в защиту прав и законных интересов которых можно заявить групповой иск по правилам главы 28.2 АПК РФ. Требования остальных владельцев могут быть рассмотрены либо в отдельном групповом иске при соблюдении всех требований ст. 225.10 АПК РФ, либо в индивидуальных исках, так как они нарушают требование схожести фактических обстоятельств по групповому иску п. 3 ч. 1 ст. 225.10 АПК РФ.

Касательно компетенции центральный депозитарий следует учитывать совмещение им различных правовых статусов, особенно правового статуса профессионального участника рынка ценных бумаг — депозитария и правового статуса Центрального депозитария, присвоенного Банком России на основании и Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии». Из сказанного следует, что центральный депозитарий обладает всей требуемой компетенцией для совершения всех операций, требуемых для восстановления прав владельцев облигаций после «депозитарного погашения», признанного судом незаконным.

Более того, если предположить отсутствие «регуляторного механизма восстановления облигаций», то есть правового механизма переноса облигаций с эмиссионного счета эмитента, где они находятся с момента государственной регистрации выпуска облигаций на счета первым владельцам облигаций, то принципиально невозможно разместить эмиссионные ценные бумаги их первым владельцам при эмиссии ценных бумаг. Это противоречит п. 6.1 Положения Банка России от 11.11.2014 № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее — Стандарты эмиссии), согласно которому размещение ценных бумаг включает:

1) совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

2) внесение приходных записей по лицевым счетам (счетам депо) первых владельцев.

Внесение приходных записей первым владельцам осуществ­ляется в порядке совершения депозитарной операции перевода ценных бумаг (перевода депо) с эмиссионного счета эмитента на счета первых владельцев, обслуживаемых разными депозитариями, то есть не центральным депозитарием.

Таким образом, действующее законодательство содержит нормы права, регулирующие сходные отношения и обеспечивающие возможность применения аналогии закона согласно ст. 6 ГК РФ. Утверждение об отсутствии «регуляторного механизма восстановления облигаций» равнозначно отсутствию специализированного одного подзаконного акта, регулирующего все депозитарно-технические операции по восстановлению депозитарно-погашенных облигаций, признанных судом незаконными.

На практике эмитенты по таким облигациям после депозитарного погашения, признанного судом незаконным, также получают обратно у центрального депозитария сертификаты на выпуски облигаций и расторгают договор эмиссионного счета.

Как было указано в первой части статьи, подобные сделки, являясь прямым последствием ничтожных соглашений, сами по себе являются ничтожными сделками и не влекут никаких правовых последствий в силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ. Поэтому подобные эмитенты обязаны в силу ст. 167 ГК РФ вернуть центральному депозитарию полученные сертификаты на выпуски облигаций, а центральный депозитарий — восстановить депозитарное обслуживание выпуска облигаций.

Поскольку центральному депозитарию ничего не стоит сформировать список владельцев на дату погашения облигаций и определить всех владельцев облигаций, у которых были списаны облигации, восстановление их нарушенных прав является вопросом техники депозитарного учета, а не права, так как нормы права однозначно устанавливают обязанность восстановления нарушенных прав владельцев облигаций.

Поскольку срок для восстановления прав владельцев облигаций не установлен, согласно ст. 314 ГК РФ разумным сроком для совершения центральным депозитарием подобных операций представляется срок пять рабочих дней.

Восстановление прав владельцев на облигации возможно в порядке аналогии закона (ст. 6 ГК РФ), ст. 149.3 ГК РФ и Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2020 № 58158), предусматривающего возможность внесения приходных записей по лицевым счетам (счетам депо) первых владельцев переводом депо ценных бумаг по реквизитам счетов депо владельцев облигаций.

Способ восстановления облигаций

С учетом вышесказанного для восстановления прав владельцев облигаций на действующих счетах депо владельцев на основании вышеуказанных норм материального права и ст. 6 ГК РФ из аналогии закона следует, что:

1. Банк России может восстановить записи в реестре эмиссионных ценных бумаг в отношении облигаций.

2. Центральный депозитарий:

2.1. В случае регистрации выпусков облигаций до 01.01.2020 заверить находящиеся у центрального депозитария копии подлинников сертификатов на выпуски облигаций, при их отсутствии заверить полученные от Банка России образцы сертификатов, хранящиеся в эмиссионном деле, используя их вместо оригиналов сертификатов для совершения депозитарных операций до получения оригиналов сертификатов от эмитента.

2.2. Восстановить учет выпусков облигаций на эмиссионном счете эмитента в центральный депозитарий на основании заверенных копий этих сертификатов либо полученного от эмитента оригинала, а также договора эмиссионного счета, сделка по расторжению которого является ничтожной и не влечет правовых последствий с момента совершения.

2.3. Провести депозитарную операцию по переводу всего объема списанных облигаций по состоянию на день списания из раздела «погашенные ценные бумаги» эмиссионного счета эмитента в раздел «изъятые из обращения ценные бумаги».

2.4. Восстановить облигации на счетах депо владельцев из раздела «изъятые из обращения ценные бумаги» эмиссионного счета эмитента в порядке перевода депо ценных бумаг их первым владельцам в количествах соответствующей серии облигаций.

В предложенном способе восстановления прав4 полностью учтено совмещение различных правовых статусов центрального депозитария как обычного депозитария, так и центрального депозитария, поэтому в предложенном способе предусмотрены следующие действия:

Во-первых, в рамках реализации компетенции центрального депозитария возобновляется признанное судом незаконным прекращенное депозитарное обслуживание выпусков облигаций на эмиссионном счете эмитента в центральный депозитарий путем перевода всего объема списанных на дату депозитарного погашения выпуска облигаций из раздела эмиссионного счета эмитента «погашенные ценные бумаги» обратно в раздел «изъятые из обращения ценные бумаги». Именно этой депозитарной операцией существующие облигации переводятся из правового режима «погашенные» облигации в правовой режим изъятые из обращения в собственности эмитента, но подлежащие депозитарному обслуживанию.

Во-вторых, восстанавливаются облигации добросовестных владельцев депозитарным переводом облигаций на счета депо этих владельцев из раздела «изъятые из обращения ценные бумаги» эмиссионного счета по реквизитам счетов депо из списка лиц на дату депозитарного погашения по сообщенным владельцами текущим реквизитам их счетов депо.

Этот круг операций центральный депозитарий обязан выполнить как профессиональный участник рынка ценных бумаг — депозитарий, так как эта операция прямо предусмотрена действующим законодательством для депозитариев.

Подобные двухэтапные операции регулярно проводятся при первичном размещении эмиссионных ценных бумаг и до сих пор ни у кого сложностей в понимании и совершении не вызывали.

Предложенный способ основан на аналогии закона (ст. 6 ГК РФ), положений главы 7 ГК РФ, ФЗ о РЦБ и Стандартов эмиссии ценных бумаг в части совершения депозитарных операций при размещении эмиссионных ценных бумаг в ситуации неотмененного решения ЦБ РФ о государственной регистрации выпусков облигаций.

Следовательно, предложенный способ восстановления облигаций на счетах депо миноритарных владельцев облигаций предусмотрен действующим законодательством, но отсутствует единый подзаконный акт, подробно регулирующий технику депозитарных операций центрального депозитария при восстановлении депозитарно погашенных облигаций, признанных судом незаконным, эмитентами.

Разумеется, принятие подобного подзаконного акта могло бы способствовать целям и задачам защиты прав миноритарных владельцев облигаций и обеспечить возможность фактической реализации конституционного права на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).


1 От редакции: статья опубликована в авторской редакции (с учетом незначительных редакционных правок) и отражает личное мнение автора по данному вопросу. Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора: ответственность за свою позицию и трактовку событий несет исключительно ее автор. Арбитражный суд города Москвы в решении от 01.09.2025 по делу № А40-124534/20-173-795 отметил, что «применение последствий недействительности соглашений о новации путем восстановления облигаций на счетах депо отдельных лиц невозможно, так как в таком случае будут нарушены права других лиц, облигации которых не будут восстановлены». По состоянию на дату публикации на данное решение поданы апелляционные жалобы. Редакция приветствует к публикации иное мнение/позицию по данному вопросу.

2 От редакции: здесь и далее см. Определение ВС РФ от 17.03.2025 № 305-ЭС25-552 по делу № А40-124534/2020.

3 От редакции: здесь и далее см. Определение ВС РФ от 17.03.2025 № 305-ЭС25-552 по делу № А40-124534/2020.

4 От редакции: здесь и далее см. Определение ВС РФ от 17.03.2025 № 305-ЭС25-552 по делу № А40-124534/2020.