Инвестиции в ОЭЗ: действующие льготы, судебные риски и грядущие изменения

| статьи | печать

Особые экономические зоны России — действенный инструмент для привлечения инвестиций и стимулирования регионального развития. Несмотря на устойчивый рост и широкие налоговые преференции, резиденты сталкиваются с повышенным вниманием контролирующих органов и административными барьерами. О ключевых аспектах работы и оптимизациив ОЭЗ рассказывают Наталья Манина, руководитель налогового управления, и Андрей Зайцев, налоговый менеджер ГК «Русагро».

ОЭЗ в Российской Федерации представляют собой ограниченные территории с льготным режимом хозяйственной деятельности, направленным на привлечение инвестиций, стимулирование инноваций и регио­нального развития. Они регулируются Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который определяет их создание, управление и преференции для резидентов (с учетом требований налогового и таможенного законодательства). По состоянию на 2025 г. ОЭЗ продолжают играть ключевую роль в экономической политике, способствуя диверсификации экономики и интеграции в глобальные цепочки поставок.

В 2025 г. в России функционируют 59 ОЭЗ, разделенных на четыре основных типа: 39 промышленно-производственных (ППТ), семь технико-внедренческих (ТВТ), 11 туристско-рекреационных (ТРТ) и две портовые. За год создано шесть новых зон, а пять существующих расширены, что отражает тенденцию к росту. Среди новых проектов — туристическая зона в Кузбассе и машиностроительный кластер в Челябинской области.

Ключевые экономические показатели демонстрируют эффективность механизма: за 20 лет работы ОЭЗ привлечено 2,7 трлн руб. инвестиций, создано свыше 100 тыс. рабочих мест. В 2024 г. (последние доступные данные) резиденты удвоили инвестиции по сравнению с предыдущим периодом, а общая выручка превысила 1,75 трлн руб. в отдельных кластерах, таких как подмосковные ОЭЗ. По данным Минэкономразвития РФ, эффективность зон оценивается на уровне 90%, что является весьма высоким показателем.

Резидентами ОЭЗ являются юридические лица, зарегистрированные на территории зоны и реализующие инвестиционные проекты.

ОЭЗ распределены по федеральным округам России, с акцентом на промышленно развитые и приграничные регионы, для оптимизации логистики и доступа к рынкам. Согласно официальному реестру, ключевые локации включают:

  • Северо-Западный федеральный округ: ОЭЗ «Усть-Луга» (Ленинградская область, портовая), «Моглино» (Псковская область, ППТ), «Новгородская» (Новгородская область, ППТ).

  • Центральный федеральный округ: «Дубна» (Московская область, ТВТ), «Технополис Москва» (Москва, ТВТ), «Липецк» (Липецкая область, ППТ).

  • Приволжский федеральный округ: «Алабуга» (Татарстан, ППТ), «Алга» (Башкортостан, ППТ), «Тольятти» (Самарская область, ППТ).

  • Южный федеральный округ: «Лотос» (Астраханская область, ППТ, с фокусом на нефтегазовый сектор), туристско-рекреационные зоны в Краснодарском крае.

  • Сибирский и Дальневосточный федеральные округа: «Томск» (Томская область, ТВТ), «Масан»-подобные зоны в Хабаровском крае; новые зоны в Кузбассе (ТРТ).

  • Другие: «Калуга» (Калужская область, ППТ), «Магадан» (Магаданская область, с особыми условиями).

Географическое распределение ориентировано на кластерный подход: ППТ преобладают в центральных и поволжских регионах (около 60%), ТВТ — в инновационных хабах вроде Москвы и Томска, ТРТ — в южных и сибирских туристических районах.

Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством РФ на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.

Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ. Резиденты заключают соглашения о деятельности, обязуясь инвестировать не менее 120 млн руб. (для ППТ) или 40 млн руб. (для ТВТ) в течение первых трех лет.

Ключевые преференции включают налоговые и таможенные льготы:

  • Налоговые льготы: налог на прибыль — 2% в федеральный бюджет, до 15,5% в региональный; освобождение от налога на имущество (10 лет), земельного (5 лет) и транспортного налога (5—10 лет).

  • Таможенные льготы: режим свободной таможенной зоны — беспошлинный ввоз оборудования и сырья для производства в ОЭЗ.

  • Другие условия: упрощенное подключение к инфраструктуре, льготные ставки для аренды земельных участков, в некоторых ОЭЗ возможно получение субсидий на строительство. Льготы предоставляются при соблюдении инвестиционных обязательств.

Государственно-частное партнерство в рамках ОЭЗ России подразумевает совместное финансирование, управление и эксплуатацию инфраструктуры и проектов, где государство обеспечивает регуляторную поддержку, налоговые льготы и инфраструктуру, а частный бизнес вносит инвестиции, технологии и управленческий опыт. Это партнерство органически интегрируется в экономику, способствуя синергии интересов: государство повышает бюджетную эффективность и экономический рост, а бизнес минимизирует риски и получает доступ к преференциям.

ОЭЗ в 2025 г. остаются эффективным инструментом регионального развития, с акцентом на устойчивости и инновациях.

Анализ судебных споров между юридическими лицами и налоговыми органами по ОЭЗ в России

В судебной практике 2023—2025 гг. преобладают дела о применении льгот и расторжении соглашений. Рассмотрим основные темы споров и разберем конкретные дела и результаты.

На основе анализа судебной практики за 2023—2025 гг. выделяются следующие ключевые темы:

1. Применение налоговых льгот: споры о праве на льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, часто из-за несоответствия деятельности резидентов требованиям ОЭЗ (например, отсутствие инвестиций или подтверждения статуса).

2. Расторжение соглашений с резидентами ОЭЗ: конфликты по поводу неисполнения обязательств (неосуществление деятельности, банкротство), приводящие к взысканию штрафов и неустоек.

Раcсмотрим следующие дела:

1. Дело № А65-8284/2022 (постановление АС Поволжского округа от 21.06.2023 № Ф06-3605/2023): Министерство экономики Республики Татарстан расторгло соглашение с ООО «Комбинат энергосберегающих материалов „Уоллсейвинг“» (резидент ОЭЗ) из-за неосуществления деятельности и банкротства, взыскав штраф 5 млн руб. Общество оспорило это, ссылаясь на пропуск срока исковой давности. Суды всех инстанций подтвердили правомерность расторжения и взыскания.

Результат — в пользу Министерства экономики Республики Татарстан; штраф взыскан полностью, нарушения подтверждены.

2. Дело № А72-153/2024 (постановление АС Поволжского округа от 27.11.2024 № Ф06-8535/2024). Правительство Ульяновской области расторгло соглашение с ООО «Завод ИнжеТех» (резидент ОЭЗ) за неисполнение инвестиционных обязательств, взыскав неустойку через ПОЭЗ «Ульяновск». Общество обжаловало, указывая на несоблюдение процедуры. Суды подтвердили основания расторжения, но снизили штраф по ст. 333 ГК РФ.

Результат — в пользу акцио­нерного общества «Портовая особая экономическая зона „Ульяновск“»; расторжение Соглашения подтверждено, штраф снижен на 30% из-за смягчающих обстоятельств.

3. Дело № А20-5035/2020 (постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.08.2023 № Ф08-7309/2023): АО «Курорты Северного Кавказа» (резидент ОЭЗ) оспорило отказ в льготе по налогу на имущество для горнолыжной трассы и гаража, ссылаясь на инвестиции. Инспекция отказала из-за отсутствия подтверждения создания объектов за счет инвестиций. Первая и апелляционная инстанция поддержали налогоплательщика, кассационная инстанция вернула дело на новое рассмотрение. В результате дело дошло до Верховного суда, при рассмотрении дела возобладала позиция налогового органа.

Результат — в пользу инспекции; льгота не применяется без документального подтверждения инвестиций.

Дело № А55-12793/2016: резиденту ОЭЗ ООО «Озон Фарм» налоговый орган доначислил налог на прибыль, утверждая, что внереализационный доход (курсовая разница от покупки валюты для оборудования в ОЭЗ) не относится к деятельности в ОЭЗ и облагается по стандартной ставке (20%). Резидент ссылался на связь дохода с инвестициями в ОЭЗ.

Результат: суды трех инстанций поддержали налоговый орган, но Верховный суд РФ (Определение от 08.11.2017) отменил их акты, признав решение ИФНС недействительным. ВС РФ указал, что льготная ставка (0% на момент спора) применяется, если доход объективно связан с деятельностью резидента в ОЭЗ, включая инвестиционную стадию. Убытки от ОЭЗ не уменьшают базу по деятельности за их пределами.

Анализ практики показывает, что в 2023—2025 гг. наблюдается тенденция к ужесточению контроля со стороны налоговых органов и судов: отказы в льготах происходят в 70—80% случаев при несоответствии условий (например, отсутствие инвестиций или статуса), как в деле № А20-5035/2020. Увеличиваются споры по расторжению соглашений, с взысканием штрафов в пользу органов (дела № А65-8284/2022 и № А72-153/2024). Общая тенденция — фокус на добросовестности резидентов ОЭЗ.

Судебные споры по ОЭЗ в 2023—2025 гг. демонстрируют доминирование госорганов в 65—75% случаев, с акцентом на соблюдение условий льгот и обязательств.

Итоги и предложения по улучшению механизма функционирования ОЭЗ

В 2025 г. механизмы функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) в России продолжают эволюционировать под влиянием национальных приоритетов, таких как технологический суверенитет, привлечение инвестиций и региональное развитие. Согласно данным Минэкономразвития РФ, ОЭЗ демонстрируют рост эффективности, но сталкиваются с вызовами, включая недостаток квалифицированных кадров, бюрократические барьеры и неоптимальную интеграцию в глобальные цепочки. Ниже представлены ключевые предложения по улучшению, основанные на официальных отчетах, законодательных инициативах и научных анализах. Эти предложения направлены на повышение инвестиционной привлекательности, оптимизацию оценки эффективности и усиление международного сотрудничества.

Корректировка методики оценки эффективности ОЭЗ

Минэкономразвития РФ планирует проработать инициативы субъектов Федерации по корректировке методики оценки эффективности ОЭЗ. Текущая методика, утвержденная в 2022 г., фокусируется на показателях инвестиций, создания рабочих мест и налоговых поступлений, но не в полной мере учитывает качественные аспекты, такие как инновационность и интеграцию в цепочки поставок. Предложения включают:

  • Введение дополнительных критериев, таких как вклад в технологический суверенитет, уровень локализации производства и соблюдение ESG-стандартов (экология, социальная ответственность, управление).

  • Увеличение веса региональных факторов в оценке, чтобы учитывать специфику территорий (например, логистические преимущества в Дальневосточных ОЭЗ).

  • Регулярный мониторинг и корректировку на основе ежегодных отчетов, с возможностью приостановки льгот для неэффективных зон.

Это позволит повысить общую эффективность ОЭЗ до 90—95%, как указано в отчете Минэкономразвития за 2024 г., и стимулировать конкуренцию между зонами.

Укрепление кадрового обеспечения и международного сотрудничества

Научные исследования подчеркивают дефицит квалифицированных кадров как ключевую проблему ОЭЗ. Возможными шагами по решению данной проблемы являются:

  • Создание федеральных программ по привлечению и подготовке специалистов, включая аутсорсинг с иностранными кадровыми агентствами и партнерства с вузами для целевой переподготовки.

  • Укрепление международного сотрудничества. Инициатива по созданию Международной Ассоциации ОЭЗ стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), обсуждаемая на III Международном форуме ОЭЗ-2025 в Нижнем Новгороде. Это позволит обмениваться опытом, привлекать иностранные инвестиции и интегрировать российские ОЭЗ в глобальные цепочки.

  • Переосмысление правовой природы ОЭЗ с учетом китайского опыта. Привязка зон к национальным программам макроэкономического развития, фокус на портовых и логистических инфраструктурах для повышения экспортного потенциала.

Устранение бюрократических барьеров и маркетинговое продвижение

Аналитики предлагают устранить проблемы на законодательном уровне, включая:

  • Укрепление правовой базы для упрощения регистрации резидентов и снижения административных барьеров (например, цифровизация процедур через единую платформу).

  • Налаживание маркетингового продвижения ОЭЗ. Создание единого бренда для привлечения инвесторов, включая онлайн-платформы и участие в международных выставках.

  • Сокращение конкуренции в промышленности за счет кластерного подхода, где ОЭЗ фокусируются на высокотехнологичных направлениях (IT, биотехнологии) и импортозамещении.

Эти инициативы учитывают региональные специфики и направлены на нивелирование проблем финансирования и неразвитой инфраструктуры.

Текущие предложения по улучшению ОЭЗ в России фокусируются на балансе между фискальными стимулами, кадровой поддержкой и международной интеграцией, с акцентом на устойчивость и инновации. Реализация этих мер, поддержанных Минэкономразвития и экспертным сообществом, может значительно повысить вклад ОЭЗ в экономику, особенно в условиях национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». Однако успех зависит от оперативного внедрения законодательных изменений и мониторинга их эффективности.


К сведению

Минэкономразвития готовит поправки в законодательство об ОЭЗ

На прошедшем в Нижнем Новгороде Международном форуме ОЭЗ заместитель министра экономического развития Святослав Сорокин представил комплекс подготовленных ведомством изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую работу особых экономических зон. Ключевые нововведения, введение которых запланировано уже на I квартал следующего года, — гибкие правила территориального расширения под нужды крупных инвесторов и либерализация требований к резидентам по объему вложений.

Этот форум традиционно служит важной площадкой для диалога между властью и бизнесом, и многие инициативы, впервые озвученные здесь, впоследствии находят воплощение в реальных правительственных решениях. Новый пакет поправок, как отметили в Минэкономразвития, был сформирован с учетом предложений от регионов, управляющих компаний и самих резидентов ОЭЗ.

Одним из главных новшеств станет изменение механизма расширения территорий особых экономических зон. Если раньше для этого требовалось достижение зоной определенных показателей эффективности по итогам официальной оценки, то теперь планируется разрешить расширение еще до ее проведения. Это станет возможным в случае прихода в зону крупного инвестора с проектом, объем капиталовложений в который составляет не менее 20 млрд руб. для промышленных и портовых ОЭЗ и 5 млрд руб. — для туристских и технико-внедренческих.

«Мы стремимся сделать правила более предсказуемыми и гибкими. Для крупных инвесторов важно, чтобы площадка была доступна сразу, а для управляющих компаний — чтобы инфраструктура могла подводиться без лишней бюрократии. Новые нормы учитывают оба этих запроса», — подчеркнул С. Сорокин.

Кроме того, для ускорения развития инфраструктуры закрепляется возможность так называемого быстрого технического расширения. Когда в состав зоны необходимо включить критически важный объект инфраструктуры, это решение будет оформляться дополнительным соглашением, без необходимости собирать федеральную межведомственную рабочую группу, что значительно ускорит процесс.

Значительные изменения затронут и требования к резидентам. Действующая норма, обязывающая инвесторов вкладывать две трети заявленных средств в течение первых трех лет, нередко становилась проблемой для проектов с длинным инвестиционным циклом. Новый порядок заменяет ее фиксированными минимальными порогами: 150 млн руб. для промышленных проектов, 5 млн руб. для туристических и портовых и всего 1 млн руб. для технико-внедренческих зон. Такой подход позволит лучше учитывать отраслевую специфику и снизит риски заморозки перспективных инициатив.

По словам замминистра, общая логика всех подготовленных поправок заключается в том, чтобы сделать инструмент ОЭЗ более удобным и понятным для бизнеса, сохранив при этом жесткие требования к качеству и долгосрочной эффективности проектов. «Мы повышаем планку для долгосрочного развития, но при этом даем больше гибкости на старте, чтобы инвесторы могли реализовывать свои планы без излишних барьеров», — добавил он.

В настоящее время проект соответствующего постановления правительства проходит стадию межведомственного согласования. Ожидается, что новые правила вступят в силу уже в I квартале 2026 г., что даст бизнесу возможность заранее адаптировать под них свои стратегические планы.

По данным Минэкономразвития, озвученным в июле этого года, с момента запуска резидентами ОЭЗ стали более 1300 компаний. Сегодня зоны развиваются в разных секторах — от промышленности, науки и логистики до туризма. На конец 2024 г. в ОЭЗ зарегистрировано 1060 субъектов МСП, что составляет 87% от общего количества всех резидентов ОЭЗ. В 2023 г. их суммарный доход превысил 223 млрд руб. В пересчете на одно предприятие средний доход участника ОЭЗ составил более 210 млн руб., что в 10 раз превышает аналогичный показатель для нерезидента.