Первый вице-премьер Денис Мантуров провел стратегическое совещание по развитию сельскохозяйственного и специализированного машиностроения. Объемы этих рынков в текущем году снизились. Несмотря на кризисный тренд, в отрасли сохраняются и положительные динамики: наращивание производства в предыдущие годы позволило в целом насытить внутренний рынок, а доля российской техники в ключевых сегментах продолжает расти. Однако, по оценкам отраслевых экспертов, без дополнительных мер поддержки ситуация может ухудшиться в следующем году.
Первый вице-премьер Д. Мантуров провел совещание, посвященное развитию агропромышленного и специального машиностроения. На нем он констатировал, что устойчивый рост производства в предыдущие годы привел к насыщению внутреннего рынка. В этой связи ключевой задачей становится поддержание баланса между возросшими мощностями и спросом, что требует активизации не только внутреннего потребления, но и экспортных поставок. По итогам встречи Минпромторгу, Минсельхозу, Минфину и Банку России поручено сформировать комплекс мер по дополнительной поддержке экспорта российской машиностроительной продукции.
По итогам восьми месяцев 2025 г. замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов констатировал существенное сокращение объемов рынка как сельскохозяйственного, так и специального машиностроения. В качестве основного позитивного сигнала он выделил последовательное увеличение доли российской техники, наблюдаемое на фоне общей негативной динамики. Наиболее заметный рост продемонстрировал сегмент дорожно-строительной техники, где доля отечественных машин достигла 26%, что на 12 п.п. превышает показатель прошлого года. При этом российская сельхозтехника продолжает удерживать значительную часть рынка — 57%.
Участники совещания обсудили эффективность реализуемых Минпромторгом мер поддержки рынка. Традиционно востребованными у игроков остаются программы субсидирования скидок на отечественную технику (программа № 1432 в части сельскохозяйственной техники, программа № 823 в части дорожно-строительной техники). Одним из ключевых приоритетов поддержки рынка является расширение применения лизинговых инструментов. В рамках разработанного совместно с госкомпанией «ДОМ.РФ» механизма уже привлечено 10 млрд руб., 28% этой суммы предоставлено лизинговым компаниям в качестве займов. Условия программы позволяют предлагать конечным потребителям лизинговую ставку значительно ниже рыночной — на уровне 8—12%.
При обсуждении вопроса о мерах защиты внутреннего рынка и увеличении доли продукции отечественных производителей особый акцент участники совещания сделали на том, что необходимо проработать вопросы перехода от декларирования к обязательной сертификации всей основной номенклатуры сельскохозяйственной и специальной техники в рамках ЕАЭС, а также постановки техники на учет в момент ее выхода в обращение на территории РФ. Это позволит повысить уровень безопасности потребителей техники и участников дорожного движения, а также обеспечит регуляторов более полной информацией об обороте данной техники.
Вместе с тем на встрече обсудили рост доли российской техники при выполнении услуг и подрядных работ на строительстве инфраструктурных объектов. Для развития этого направления важна прямая кооперация между производителями и потребителями спецтехники. Отечественные предприятия уже активно работают по техническим заданиям крупнейших заказчиков, модернизируя существующие модели и создавая новые с учетом требований эксплуатирующих организаций.
В частности, ГАКЗ совместно с «Газпромом» разработал и запустил в серийное производство автокран грузоподъемностью 100 т, а ГКМП в кооперации со строительными компаниями в рамках рабочей группы с Росавтодором создала собственную линейку колесных и гусеничных асфальтоукладчиков. Для оптимизации запуска таких проектов продолжается господдержка по линии субсидирования НИОКР, предоставления грантов на реинжиниринг и льготного заемного финансирования ФРП.
Отрасль в минусе
Ранее Ассоциация «Росспецмаш» опубликовала данные об отгрузках отечественной сельхозтехники на внутренний рынок РФ в январе — июле 2025 г. За семь месяцев они составили 89,4 млрд руб., что на 30,2% меньше, чем за аналогичный период 2024 г.
Эксперты зафиксировали падение практически по всем основным сегментам, более всего снизились продажи зерноуборочных комбайнов — более чем на 50%, до 1195 шт. На втором месте по снижению отгрузок — сельскохозяйственные тракторы, их продажи сократились на 37,5%, до 1509 шт. Продажи самоходных кормоуборочных комбайнов упали на 23%, до 117 шт., борон — на 22%, до 1730 шт.
Пока производители не видят никаких предпосылок к тому, что ситуация на рынке сельхозтехники вернется к прежней динамике. «Наоборот — сейчас уже ясно, что 2025 г. будет хуже прошлого года. Это касается и продаж, и производства», — отметили в ассоциации.
В «Росспецмаш» считают, что предпринятые Минпромторгом и Минсельхозом России меры очень важны, но они носят точечный характер и направлены, в первую очередь, на то, чтобы не допустить еще более резкого развития кризисной ситуации в сельхозмашиностроении и АПК в целом. Речь идет о новой программе льготного лизинга от Минпромторга России и ДОМ.РФ, дополнительном финансировании деятельности Росагролизинга, снижении ставки в рамках программы льготного кредитования для аграриев на приобретение сельхозмашин.
Участники рынка обращают внимание на то, что остается ряд ключевых проблем, которые не оставляют надежды на возвращение к положительной динамике на рынке сельхозтехники: запредельно высокая ключевая ставка Центробанка РФ, низкая доходность аграрного бизнеса и недостаточное финансирование программы № 1432, что не дает возможности даже в текущей сложной ситуации всем желающим хозяйствам приобрести сельхозтехнику со скидкой.
Какая поддержка необходима
Для решения этих проблем ассоциация «Росспецмаш» предлагает предусмотреть ежегодный объем финансирования программы № 1432 (с 2025 г. решение Министерства промышленности и торговли РФ о порядке предоставления субсидии № 22-64250-00658-Р от 10 января 2025 г.) в размере не менее 20 млрд руб. ежегодно в 2025—2035 гг. Также участники рынка призывают рассмотреть возможность увеличения размера скидки на самоходную сельхозтехнику, чтобы снизить финансовую нагрузку на аграриев. Сейчас скидка составляет 10—15% в зависимости от региона.
Вместе с тем профессиональное объединение напомнило, что в отрасли до 2024 г. действовала эффективная мера поддержки экспорта сельхозтехники — программа № 1269 (гарантия обратного выкупа продукции). «С 2025 г. субсидия по этой программе не предусмотрена. Мы предлагаем вернуть действие этой программы и предоставлять субсидии в размере 1 млрд руб. ежегодно в 2025—2035 гг.», — выступили с инициативой в ассоциации.
В «Росспецмаш» считают, что за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также через льготный лизинг необходимо приобретать исключительно сельхозтехнику российского производства. «Российские производители сейчас активно перестраивают бизнес-процессы, реагируя на сложившуюся ситуацию на рынке. Машиностроители должны адаптироваться к новым условиям и быть готовыми к движению вперед. Нужно стараться сохранить коллективы и компетенции. Важно сохранять партнерство, поддерживать кооперацию, внедрять новые технологии и искать новые каналы сбыта», — пояснили свою позицию в профессиональном объединении.
По мнению экспертов, сегодня аграрный бизнес находится в таком положении, что необходимо не только отменять экспортные пошлины на зерно, но и оказывать дополнительную поддержку аграриям для наращивания объемов его поставок за рубеж. Например, значительно увеличить субсидирование затрат на транспортировку сельхозпродукции.
Резюмируя, в ассоциации отметили, что на данный момент кризис на рынке сельхозтехники уже находится в той стадии, что даже если принять все эти меры, навряд ли стоит ждать возвращения к прежним темпам обновления парка машин и оборудования в текущем году. А если не принять этих мер, то в следующем году, скорее всего, ситуация может измениться лишь в худшую сторону.
