ФАС России дала в письме от 29.08.2025 № ГР/81837/25 исчерпывающие разъяснения о применении товарных знаков в госзакупках. Ведомство четко определило, что нельзя указывать несколько ТЗ для одной позиции, а ТЗ отнесен к существенным условиям контракта и пр. Эксперты отмечают, что письмо стандартизирует практику и снижает субъективизм при оценке, однако требует от всех сторон приведения своих процессов в соответствие с новой позицией регулятора.
Ведомство разъяснило понятие товарного знака (ТЗ) применительно к закупкам — это только зарегистрированное в Роспатенте обозначение, сведения о котором содержатся в Государственном реестре товарных знаков РФ (далее — Реестр). Уточнение отсекает потенциальные споры о неформальных или незарегистрированных обозначениях.
Заявка будет признана несоответствующей требованиям закона строго в определенных случаях:
-
неуказание ТЗ, если он у товара есть и зарегистрирован в Реестре;
-
указание ТЗ, которого нет в Реестре (например, ошибочное указание или указание незарегистрированного обозначения);
-
указание ТЗ с ошибками, не соответствующими сведениям Реестра (например, с опечаткой в названии или номере).
Разъяснены полномочия закупочной комиссии по проверке достоверности сведений о ТЗ. Проверку рекомендуется осуществлять путем прямого сопоставления информации из заявки с данными Реестра. Это возлагает на заказчиков обязанность активных действий по верификации, а для участников повышает риски в случае предоставления недостоверных данных.
ТЗ отнесен к существенным условиям контракта, поскольку он является частью описания предмета закупки. Как следствие, изменение ТЗ в ходе исполнения контракта, по общему правилу, не допускается.
Поставщик не может произвольно заменить заявленный товар с одним ТЗ на товар с другим, даже если они схожи по качеству.
Письмо вносит ясность в один из самых спорных моментов процедуры закупок. Четкие критерии соответствия/несоответствия заявки требованиям позволяют участникам более корректно ее формировать, а заказчикам — единообразно применять нормы при оценке.
Усиливаются требования прозрачности и добросовестности с целью предотвращения злоупотреблений, связанных с указанием товарных знаков. Заказчики вынуждены усилить контроль за достоверностью сведений, что повышает требования к документальному подтверждению заявок.
Письмо можно рассматривать как серьезный шаг ФАС России в сторону стандартизации практики применения законодательства о закупках в части, касающейся средств индивидуализации. Документ содержит конкретные, применимые на практике положения, которые снижают субъективизм при оценке заявок и исполнении контрактов. Участникам закупок и заказчикам настоятельно рекомендуется привести свои процессы в соответствие с изложенными в письме позициями во избежание административных и судебных рисков.