Кому достанется ноу-хау? Стороны договора смогут решить сами

| статьи | печать

Минобрнауки России предложило изменить подходы к регулированию принадлежности исключительных прав на ноу-хау (секреты производства), созданные в рамках НИОКР или по договору подряда (ID проекта: 160455). Исполнитель (подрядчик) сможет передать исключительное право на такой секрет производства заказчику, если договором стороны не предусмотрят иное. Принятие поправок в п. 1 ст. 1471 ГК РФ положительно скажется на инвестициях в создание новых объектов интеллектуальной собственности, считают эксперты, что повысит оборотоспособность ноу-хау.

Комментарий эксперта

В настоящее время исключительное право на ноу-хау, созданные в рамках любых договорных отношений (как по госконтракту, так и без него), за рядом специфических исключений, принадлежат подрядчику (исполнителю). Сейчас эта норма является императивной, и стороны не могут изменить указанное регулирование, что, на мой взгляд, негативно сказывается на развитии наукоемких отраслей и производств.

Законопроект предлагает сделать норму диспозитивной: стороны договоров подряда или договоров НИОКР смогут предусмотреть передачу исключительного права на ноу-хау в пользу заказчика, если это будет необходимо для их бизнеса. Такое регулирование существенно увеличивает оборотоспособность ноу-хау и лишает бизнес необходимости заключения отдельных договоров об отчуждении исключительных прав на ноу-хау, тем самым сокращая транзакционные издержки.

В то же время законопроект сохраняет текущее регулирование для госконтрактов: по ним исключительное право на ноу-хау остается за подрядчиком (исполнителем), за исключением ряда случаев, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 1240.1 ГК РФ. Также сохраняется возможность установления режима совместного правообладания ноу-хау по госконтрактам, если это не противоречит вышеуказанным п. 3 и 4 ст. 1240.1 ГК РФ.

Оценивая предлагаемые изменения, хочется отметить, что они направлены на увеличение оборотоспособности ноу-хау, создаваемых в рамках договоров подряда и договоров НИОКР, а также на стимулирование использования частного капитала при проведении исследований и разработок. Данная мера, по моему мнению, положительно повлияет на развитие инноваций в России, поскольку она создает более прозрачную, предсказуемую и сбалансированную правовую среду для всех участников соответствующих правоотношений.

Именно эта предсказуемость и является главным стимулом для инноваций. Инвесторы будут охотнее вкладывать ресурсы в создание новых решений, понимая, что их права на результаты работ по до­гово­рам такого рода будут прямо защищены законом: если для заказчика получение прав на будущее ноу-хау является критически важным, то он может предусмотреть это в договоре.

В последнее время вопросы регулирования ноу-хау все чаще становятся предметом рассмотрения высших инстанций. Так, в Определении от 06.05.2025 № 306-ЭС25-461 по делу № А65-31236/2023 ВС РФ постановил, что одного упоминания «ноу-хау» в договоре недостаточно — нужно доказать, что данные (а) имеют реальную коммерческую ценность, (б) не являются общедоступными и (в) охраняются режимом конфиденциальности.

Это Определение ВС РФ важно потому, что в судебной практике до этого преобладал формальный подход: упоминание в договоре «секрета производства» было знаком для суда, чтобы признать обязательства действительными без оценки содержания информации. Коллегия ВС РФ подчеркнула важность сущностного подхода: если переданная информация не является ноу-хау, это может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении договора правообладателем.

В конечном счете полагаю, что прояснение правового режима секретов производства, создаваемых по договору подряда или договору о НИОКР, и введение гибких моделей правообладания способствуют более активному созданию новых объектов интеллектуальной собственности. Секреты производства, права на которые четко определены и защищены, с большей вероятностью будут использоваться в бизнесе, лицензироваться или вноситься в качестве вклада в уставный капитал, что в целом благоприятно скажется на экономике.

Комментарий эксперта

Действующая сейчас редакция ст. 1471 ГК РФ предусматривает, что в любых договорах подряда или договорах НИОКТР (в том числе тех, которые не связаны с обеспечением государственных или муниципальных нужд) право на секрет производства, полученный при выполнении договора принадлежит подрядчику (исполнителю). Исключения установлены для случаев, которые связаны с обеспечением обороны или безопасности государства или выполнением государственного или муниципального контракта за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации либо местного бюджета.

Предлагаемые изменения в ст. 1471 ГК РФ предусматривают для частных лиц диспозитивную возможность установить принадлежность исключительных прав на секрет производства, полученный при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР).

Иными словами, в договорах подряда и договорах НИОКТР, которые не связаны с обеспечением государственных или муниципальных нужд, возможно будет определить в самом договоре, какой из сторон (заказчику или исполнителю) принадлежит право на секрет производства, создаваемый при выполнении договора.

Изменения направлены на повышение гибкости договорных отношений в данной области и позволяют частному бизнесу самостоятельно определять, какой из сторон соответствующего договора подряда или договора НИОКТР будет принадлежать создаваемый в рамках договора секрет производства.

Комментарий эксперта

Законопроект инициирован Минобрнауки России, однако еще не внесен в Госдуму и, как следует из пояснительной записки к нему, был разработан во исполнение «дорожной карты», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.08.2020 № 2027-р.

В пояснительной записке отмечается, что п. 1 ст. 1471 ГК РФ в текущей редакции не допускает диспозитивного характера распределения исключительных прав на ноу-хау, полученного при выполнении договора подряда и договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР).

Предлагаемая законопроектом редакция п. 1 ст. 1471 ГК РФ допускает дифференцированный режим правового регулирования:

  • регулирование ноу-хау, полученного по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, не меняется, и правовой режим остается прежним;

  • для сторон договоров подряда и НИОКТР, не являющихся государственным или муниципальным контрактом, вводится нововведение — допускается диспозитивный порядок распределения прав, то есть стороны вправе самостоятельно определить в договоре принадлежность исключительного права.

Полагаем, что предлагаемые изменения предоставят возможность изначально обеспечить сохранение прав на разрабатываемое ноу-хау за заказчиками, аналогично тому, как это правило сейчас установлено для патентов (изобретений, промышленных образцов, полезных моделей), что может создать более благоприятный климат для инвесторов, прежде всего, в технологическом секторе.

При этом, на наш взгляд, правила п. 1 ст. 1471 ГК РФ даже в текущей редакции едва ли исключают правообладание заказчика в ситуациях, которые не связаны с обеспечением государственных или муниципальных нужд. Исходя из принципа свободы договора стороны в большинстве случаев могут либо изменить порядок правообладания, закрепив права за заказчиком, либо обеспечить их передачу в пользу заказчика в момент создания ноу-хау, поскольку норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон такого порядка.