Новые ставки экосбора: бизнес предупреждает о риске остановки производств

| статьи | печать
Новые ставки экосбора: бизнес предупреждает о риске остановки производств

Минприроды подготовило проект постановления правительства, устанавливающий базовые ставки экосбора на 2026 г. для производителей товаров и упаковки, которые не планируют самостоятельную утилизацию. Ставки учитывают перерабатываемость материалов и востребованность вторсырья. Однако бизнес встречает инициативу с тревогой: резкий рост платежей, по их мнению, может привести к удорожанию продукции, снижению конкурентоспособности и даже риску остановки отдельных производств.

Минприроды России подготовило проект постановления правительства, в котором предлагается утвердить базовые ставки экологического сбора на 2026 г. Также документ устанавливает коэффициенты к ним для участников системы расширенной ответственности производителей товаров и упаковки (РОП). Ставки экологического сбора для отдельных категорий упаковки уже с нового года могут вырасти в 6—10 раз.

Проект охватывает 52 группы товаров и видов упаковки. Размер коэффициента будет определяться с учетом ряда факторов: насколько сложно извлечь отходы для последую­щей утилизации, существует ли для этого необходимая технология, насколько востребовано получаемое вторичное сырье на рынке.

Важным параметром станет и количество возможных циклов переработки материала — то есть сколько раз его можно использовать для производства новой продукции. Таким образом, чем проще утилизировать и повторно использовать продукцию, тем ниже окажется коэффициент, а значит, и экологический сбор для производителя.

Курс на полную переработку отходов

Напомним, что президент России Владимир Путин поставил задачу к 2030 г. обеспечить 100% переработку твердых коммунальных отходов и сократить полигонное захоронение вдвое, что закреплено в национальном проекте «Экологическое благополучие». На сегодняшний день свыше 55% ТКО подвергается обработке, а захоронение удалось снизить на 17,5%. В стране уже построено более 300 объектов для обращения с твердыми коммунальными отходами.

В Минприроды пояснили, что в соответствии с российским законодательством ставки экологического сбора должны иметь экономическое обоснование, и именно на это ориентировано отдельное поручение президента страны. В связи с этим размеры ставок при подготовке инициативы рассчитаны по методике, утвержденной правительством в конце 2023 г. При их формировании учитывались средние затраты на весь цикл обращения с отходами: от сбора и накопления до транспортировки, обработки и последующей утилизации одной тонны. В расчет также включены расходы на энергопотребление и необходимые расходные материалы.

Представляя подготовленные изменения, в ведомстве подчеркнули, что приоритетом государственной политики выступает не само получение экологического сбора, а именно фактическая утилизация отходов. Для этого у компаний предусмотрена возможность самостоятельно перерабатывать отходы от товаров и упаковки, создавая собственные мощности под конкретные виды продукции.

Кроме того, бизнес имеет право заключить договор с организациями, специализирующимися на утилизации. Экологический сбор взимается лишь в тех случаях, когда производитель по тем или иным причинам не способен либо не желает выполнить установленные законодательством нормативы утилизации.

Средства, получаемые от экологического сбора, прежде всего направляются на создание и развитие инфраструктуры для переработки отходов. Так, в 2025 г. из федерального бюджета на эти цели за счет экосбора дополнительно выделено 12 млрд руб. Эти средства позволят профинансировать строительство новых мощностей по обработке и утилизации отходов в регионах с ограниченными финансовыми ресурсами.

Эксперты просят повременить с увеличением сборов

Проект постановления правительства о базовых ставках экосбора на 2026 г. вызвал резонанс среди экспертов и представителей бизнеса. Специалисты подчеркивают, что при проведении реформы необходимо учитывать реальные возможности компаний по переработке отходов.

Так, президент Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «БумПром»), депутат Государственной Думы РФ Александр Спиридонов обратился к министру экономического развития Максиму Решетникову с предложением заморозить ставки экологического сбора. Как следует из сообщения на сайте ассоциации, в своем обращении А. Спиридонов отметил сложную экономическую ситуацию в отрасли и предложил сохранить с 1 января 2026 г. базовые ставки экосбора на уровне 2024 г.

По его словам, лесная промышленность России, особенно предприятия Северо-Западного федерального округа, наиболее остро ощутили на себе санкционное давление недружественных государств: утратили традиционные рынки сбыта, лишились доступа к оборудованию, запасным частям и химикатам, а также столкнулись с логистическими проблемами доставки своей продукции потребителям стран Юго-Восточной Азии. И если сначала главным вызовом для отрасли стали санкции, то со временем к ним добавились и внутренние обстоятельства, которые сегодня формируют для предприятий еще более сложные условия работы.

Таким образом, лесопромышленный комплекс испытывает давление нескольких негативных факторов. «Это продолжаю­щиеся санкции со стороны недружественных стран, высокая ключевая ставка ЦБ РФ, рост фискальной нагрузки. В итоге, например, себестоимость продукции предприятий целлюлозно-бумажной промышленности за четыре года выросла на 37%, а цены на готовую продукцию на экспортных рынках снизились на 36%», — говорится в материалах РАО «БумПром».

Представители бизнеса предупреждают, что при росте затрат на производство продукции ЛПК и сохранении на крайне низком уровне цен на готовую продукцию растут барьеры и риски для отрасли. К этим рискам эксперты отнесли такие, как риск кратного роста экологических платежей, в том числе увеличение значений базовых ставок экологического cбopa, платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными ресурсами.

Финансовая нагрузка и риски для экономики

Как уточнили в ассоциации, проект постановления предусматривает значительное увеличение базовых ставок экологического сбора. Например, по гофротаре (код по ОКПД — 17.21.13.000) и гофролистам (код по ОКПД — 17.21.11.000) предполагается увеличение ставки в 2026 г. более чем в шесть раз, с 2953 руб. за тонну до 17 178 руб. за тонну.

Эксперты полагают, что практическим последствием утверждения ставок экоcбopa на таком уровне станет рост себестоимости производства гофротары с использованием целлюлозных тарных картонов за счет увеличения доли экологического cбopa в структуре себестоимости с 1,6% до 9,2%. Тогда как при использовании макулатурных тарных картонов такого роста себестоимости не произойдет. Более того, интегрированные производители гофротары с использованием макулатурного сырья получат снижение себестоимости за счет получаемой платы за утилизацию.

В результате производители гофротары будут вынуждены переключиться на макулатурное сырье, как экономически более целесообразное. Таким образом, повышение экоcбopa станет фактором, ограничивающим конкуренцию на рынке тарного картона и создающим необоснованные преимущества для производителей макулатурного тарного картона перед производителями целлюлозного тарного картона.

С учетом ограничений существующих внешних рынков и кардинального изменения ситуации, ввиду повышения базовых ставок экологического сбора на внутреннем рынке, единственным вариантом развития событий эксперты видят сокращение объемов производства упаковочных материалов из первичного (целлюлозного) волокна. Это неминуемо приведет к необратимым экономическим потерям как для самой отрасли, так и для экономики страны в целом.

«Подготовленное со стороны правительства постановление о кратном росте платежей по расширенной ответственности производителей, например, по гофротаре предполагает увеличение ставки более чем в шесть раз! Такое решение может привести к убыточности производства и вынужденной остановке бумагоделательных машин», — подчеркнул А. Спиридонов. В этих условиях предприятия сталкиваются с риском утраты конкурентоспособности и резкого снижения инвестиционной привлекательности отрасли.

Специалисты обращают внимание, что, принимая такие решения, важно учитывать специфику различных отраслей, например, предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, выпускающие целлюлозные картоны — это крупные градообразующие комбинаты. Так, на территории Северо-Западного федерального округа от эффективной деятельности предприятий ЦБП зависит благополучие жителей многих моногородов: Коряжма и Новодвинск (Архангельская область), Кондопога, Сегежа и Питкяранта (Республика Карелия), Сокол (Вологодская область) и Сясьстрой (Ленинградская область). Занятость, уровень доходов и качество жизни тысяч жителей напрямую связаны с работой ЦБК.

«Учитывая непростую ситуацию, сложившуюся в отрасли к настоящему моменту, одной из ключевых мер поддержки может стать сохранение текущих условий расширенной ответственности производителей», — заключили представители ассоциации. Это позволит сохранить стабильность предприятий и социальное благополучие целых регионов, полагают участники рынка.

С критикой предлагаемого скачка ставок экосбора выступают и другие эксперты. Они указывают, что резкое увеличение фискальной нагрузки вступает в противоречие с текущей экономической реальностью, создавая двойное бремя для производителей, уже столк­нувшихся с высокими затратами из-за санкционного давления и дорогого кредитования. При этом резкое повышение ставок неминуемо приведет к тому, что часть расходов производители переложат на конечного потребителя, что создаст дополнительное давление на инфляцию. Также возрастет риск снижения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке и ослабления позиций импортозамещения, что способно затормозить достижение заявленных государством стратегических целей.

Таким образом, ключевым усло­вием успешной реализации реформы видится поиск сбалансированного подхода. Эксперты настаивают на необходимости поэтапного внедрения новых ставок с одновременным развитием перерабатывающей инфраструктуры, что позволит гармонизировать экологические амбиции с экономической устойчивостью бизнеса. Без этого реформа может привести к обратному эффекту — сокращению производств, росту потребительских цен и снижению налоговых поступлений.