
Минприроды подготовило проект постановления правительства, устанавливающий базовые ставки экосбора на 2026 г. для производителей товаров и упаковки, которые не планируют самостоятельную утилизацию. Ставки учитывают перерабатываемость материалов и востребованность вторсырья. Однако бизнес встречает инициативу с тревогой: резкий рост платежей, по их мнению, может привести к удорожанию продукции, снижению конкурентоспособности и даже риску остановки отдельных производств.
Минприроды России подготовило проект постановления правительства, в котором предлагается утвердить базовые ставки экологического сбора на 2026 г. Также документ устанавливает коэффициенты к ним для участников системы расширенной ответственности производителей товаров и упаковки (РОП). Ставки экологического сбора для отдельных категорий упаковки уже с нового года могут вырасти в 6—10 раз.
Проект охватывает 52 группы товаров и видов упаковки. Размер коэффициента будет определяться с учетом ряда факторов: насколько сложно извлечь отходы для последующей утилизации, существует ли для этого необходимая технология, насколько востребовано получаемое вторичное сырье на рынке.
Важным параметром станет и количество возможных циклов переработки материала — то есть сколько раз его можно использовать для производства новой продукции. Таким образом, чем проще утилизировать и повторно использовать продукцию, тем ниже окажется коэффициент, а значит, и экологический сбор для производителя.
Курс на полную переработку отходов
Напомним, что президент России Владимир Путин поставил задачу к 2030 г. обеспечить 100% переработку твердых коммунальных отходов и сократить полигонное захоронение вдвое, что закреплено в национальном проекте «Экологическое благополучие». На сегодняшний день свыше 55% ТКО подвергается обработке, а захоронение удалось снизить на 17,5%. В стране уже построено более 300 объектов для обращения с твердыми коммунальными отходами.
В Минприроды пояснили, что в соответствии с российским законодательством ставки экологического сбора должны иметь экономическое обоснование, и именно на это ориентировано отдельное поручение президента страны. В связи с этим размеры ставок при подготовке инициативы рассчитаны по методике, утвержденной правительством в конце 2023 г. При их формировании учитывались средние затраты на весь цикл обращения с отходами: от сбора и накопления до транспортировки, обработки и последующей утилизации одной тонны. В расчет также включены расходы на энергопотребление и необходимые расходные материалы.
Представляя подготовленные изменения, в ведомстве подчеркнули, что приоритетом государственной политики выступает не само получение экологического сбора, а именно фактическая утилизация отходов. Для этого у компаний предусмотрена возможность самостоятельно перерабатывать отходы от товаров и упаковки, создавая собственные мощности под конкретные виды продукции.
Кроме того, бизнес имеет право заключить договор с организациями, специализирующимися на утилизации. Экологический сбор взимается лишь в тех случаях, когда производитель по тем или иным причинам не способен либо не желает выполнить установленные законодательством нормативы утилизации.
Средства, получаемые от экологического сбора, прежде всего направляются на создание и развитие инфраструктуры для переработки отходов. Так, в 2025 г. из федерального бюджета на эти цели за счет экосбора дополнительно выделено 12 млрд руб. Эти средства позволят профинансировать строительство новых мощностей по обработке и утилизации отходов в регионах с ограниченными финансовыми ресурсами.
Эксперты просят повременить с увеличением сборов
Проект постановления правительства о базовых ставках экосбора на 2026 г. вызвал резонанс среди экспертов и представителей бизнеса. Специалисты подчеркивают, что при проведении реформы необходимо учитывать реальные возможности компаний по переработке отходов.
Так, президент Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «БумПром»), депутат Государственной Думы РФ Александр Спиридонов обратился к министру экономического развития Максиму Решетникову с предложением заморозить ставки экологического сбора. Как следует из сообщения на сайте ассоциации, в своем обращении А. Спиридонов отметил сложную экономическую ситуацию в отрасли и предложил сохранить с 1 января 2026 г. базовые ставки экосбора на уровне 2024 г.
По его словам, лесная промышленность России, особенно предприятия Северо-Западного федерального округа, наиболее остро ощутили на себе санкционное давление недружественных государств: утратили традиционные рынки сбыта, лишились доступа к оборудованию, запасным частям и химикатам, а также столкнулись с логистическими проблемами доставки своей продукции потребителям стран Юго-Восточной Азии. И если сначала главным вызовом для отрасли стали санкции, то со временем к ним добавились и внутренние обстоятельства, которые сегодня формируют для предприятий еще более сложные условия работы.
Таким образом, лесопромышленный комплекс испытывает давление нескольких негативных факторов. «Это продолжающиеся санкции со стороны недружественных стран, высокая ключевая ставка ЦБ РФ, рост фискальной нагрузки. В итоге, например, себестоимость продукции предприятий целлюлозно-бумажной промышленности за четыре года выросла на 37%, а цены на готовую продукцию на экспортных рынках снизились на 36%», — говорится в материалах РАО «БумПром».
Представители бизнеса предупреждают, что при росте затрат на производство продукции ЛПК и сохранении на крайне низком уровне цен на готовую продукцию растут барьеры и риски для отрасли. К этим рискам эксперты отнесли такие, как риск кратного роста экологических платежей, в том числе увеличение значений базовых ставок экологического cбopa, платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными ресурсами.
Финансовая нагрузка и риски для экономики
Как уточнили в ассоциации, проект постановления предусматривает значительное увеличение базовых ставок экологического сбора. Например, по гофротаре (код по ОКПД — 17.21.13.000) и гофролистам (код по ОКПД — 17.21.11.000) предполагается увеличение ставки в 2026 г. более чем в шесть раз, с 2953 руб. за тонну до 17 178 руб. за тонну.
Эксперты полагают, что практическим последствием утверждения ставок экоcбopa на таком уровне станет рост себестоимости производства гофротары с использованием целлюлозных тарных картонов за счет увеличения доли экологического cбopa в структуре себестоимости с 1,6% до 9,2%. Тогда как при использовании макулатурных тарных картонов такого роста себестоимости не произойдет. Более того, интегрированные производители гофротары с использованием макулатурного сырья получат снижение себестоимости за счет получаемой платы за утилизацию.
В результате производители гофротары будут вынуждены переключиться на макулатурное сырье, как экономически более целесообразное. Таким образом, повышение экоcбopa станет фактором, ограничивающим конкуренцию на рынке тарного картона и создающим необоснованные преимущества для производителей макулатурного тарного картона перед производителями целлюлозного тарного картона.
С учетом ограничений существующих внешних рынков и кардинального изменения ситуации, ввиду повышения базовых ставок экологического сбора на внутреннем рынке, единственным вариантом развития событий эксперты видят сокращение объемов производства упаковочных материалов из первичного (целлюлозного) волокна. Это неминуемо приведет к необратимым экономическим потерям как для самой отрасли, так и для экономики страны в целом.
«Подготовленное со стороны правительства постановление о кратном росте платежей по расширенной ответственности производителей, например, по гофротаре предполагает увеличение ставки более чем в шесть раз! Такое решение может привести к убыточности производства и вынужденной остановке бумагоделательных машин», — подчеркнул А. Спиридонов. В этих условиях предприятия сталкиваются с риском утраты конкурентоспособности и резкого снижения инвестиционной привлекательности отрасли.
Специалисты обращают внимание, что, принимая такие решения, важно учитывать специфику различных отраслей, например, предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, выпускающие целлюлозные картоны — это крупные градообразующие комбинаты. Так, на территории Северо-Западного федерального округа от эффективной деятельности предприятий ЦБП зависит благополучие жителей многих моногородов: Коряжма и Новодвинск (Архангельская область), Кондопога, Сегежа и Питкяранта (Республика Карелия), Сокол (Вологодская область) и Сясьстрой (Ленинградская область). Занятость, уровень доходов и качество жизни тысяч жителей напрямую связаны с работой ЦБК.
«Учитывая непростую ситуацию, сложившуюся в отрасли к настоящему моменту, одной из ключевых мер поддержки может стать сохранение текущих условий расширенной ответственности производителей», — заключили представители ассоциации. Это позволит сохранить стабильность предприятий и социальное благополучие целых регионов, полагают участники рынка.
С критикой предлагаемого скачка ставок экосбора выступают и другие эксперты. Они указывают, что резкое увеличение фискальной нагрузки вступает в противоречие с текущей экономической реальностью, создавая двойное бремя для производителей, уже столкнувшихся с высокими затратами из-за санкционного давления и дорогого кредитования. При этом резкое повышение ставок неминуемо приведет к тому, что часть расходов производители переложат на конечного потребителя, что создаст дополнительное давление на инфляцию. Также возрастет риск снижения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке и ослабления позиций импортозамещения, что способно затормозить достижение заявленных государством стратегических целей.
Таким образом, ключевым условием успешной реализации реформы видится поиск сбалансированного подхода. Эксперты настаивают на необходимости поэтапного внедрения новых ставок с одновременным развитием перерабатывающей инфраструктуры, что позволит гармонизировать экологические амбиции с экономической устойчивостью бизнеса. Без этого реформа может привести к обратному эффекту — сокращению производств, росту потребительских цен и снижению налоговых поступлений.