
Несмотря на сохранение безработицы на историческом минимуме и высокого уровня занятости, во втором квартале 2025 г. на российском рынке труда нарастают признаки охлаждения. Потребность работодателей в кадрах сокращается, замедляется рост зарплат, а компании пересматривают свои планы по найму и оплате труда в сторону большей сдержанности. При этом отраслевая и региональная картина остается крайне неоднородной.
Российский рынок труда в 1-м полугодии 2025 г. продолжал демонстрировать формальную устойчивость: спрос на рабочую силу по-прежнему превышал предложение, а безработица, достигнув в мае отметки в 2,2%, удерживалась на историческом минимуме. Согласно новому исследованию ЦБ, уровень занятости оставался выше среднего показателя за последние пять лет. Однако уже в течение этого периода стали проявляться более выраженные признаки снижения напряженности. Потребность работодателей в работниках и количество активных вакансий последовательно сокращались, уменьшилась доля предприятий, испытывающих кадровый дефицит. Эти изменения повлекли за собой замедление роста как фактических, так и предлагаемых зарплат, а планы компаний по занятости и увеличению оплаты труда стали заметно сдержаннее.
Демография и миграция
Рост численности рабочей силы и занятых в стране оставался незначительным (+0,1% г/г и +0,5% г/г в мае 2025 г. соответственно), что во многом объяснялось сокращением общей и трудоспособной численности населения. Ужесточение миграционного законодательства для иностранных работников в ряде регионов дополнительно сузило предложение рабочей силы. В ответ предприятия стали активнее привлекать специалистов из других российских регионов и иностранных сотрудников из стран дальнего зарубежья в рамках выделенных квот. Так, в Тамбовской области, помимо квот на работников из Юго-Восточной Азии, появились квоты для мигрантов из Африки. Производитель кабельной продукции в Орловской области также планирует трудоустроить выходцев из Африки.
Для преодоления дефицита машинистов на Дальневосточной железной дороге привлекли сотрудников из Сибири и южных регионов с меньшей загрузкой персонала.
Признаки стабилизации: снижение вакансий и рост конкуренции
Ко второму кварталу 2025 г. признаки стабилизации рынка труда усилились. Ускорилось снижение потребности работодателей в кадрах, особенно заметное на Урале, Юге и в Поволжье. В большинстве регионов и отраслей значительно уменьшилось количество активных вакансий на крупных агрегаторах. При этом количество размещаемых резюме продолжало расти, хотя и более медленными темпами, чем в начале года. В результате конкуренция за рабочие места повысилась, достигнув умеренного уровня в большинстве регионов. Дефицит соискателей сохранялся лишь в отдельных субъектах, преимущественно расположенных близко к Москве и Санкт-Петербургу, из-за оттока кадров в эти агломерации.
Опросы предприятий Банка России также подтверждают некоторое смягчение рынка: в II квартале 2025 г. компании отмечали рост обеспеченности персоналом. Доля фирм, испытывающих кадровый дефицит, немного снизилась — до 66% в июне против 69% в январе. Многие респонденты связывали уменьшение потребности в сотрудниках со снижением спроса на продукцию и оптимизацией процессов.
Зарплатная динамика: повсеместное замедление роста
Постепенное снижение напряженности на рынке труда привело к замедлению роста заработных плат как в номинальном, так и в реальном выражении. Все больше предприятий выходят из «зарплатной гонки», поскольку возможности перекладывать растущие расходы на оплату труда в цены продукции исчерпываются.
По данным Росстата, годовой рост номинальной зарплаты в апреле 2025 г. замедлился в большинстве отраслей по сравнению с январем. На общую динамику значимо повлияло снижение зарплат в финансовом секторе (где рост околонулевой с февраля после прошлогоднего скачка) и замедление в добыче полезных ископаемых, торговле и строительстве на фоне охлаждения деловой активности. В строительстве замедление связано, в том числе, с падением спроса на новое жилье, что заставило застройщиков Сибири повышать оплату только отдельным категориям (например, сезонным бригадам на 5—10%). В автоторговле замедление роста зарплатных предложений вызвано падением спроса на машины и высвобождением кадров. В добыче замедлению способствовало падение спроса и цен на уголь.
Наибольшее замедление роста зарплат наблюдалось в регионах Центральной России, Поволжья и Урала, где производственные компании из-за сокращения спроса на продукцию стали менее активно повышать оплату труда.
Замедление затронуло и предлагаемые зарплаты. По данным онлайн-платформ, в июне 2025 г. сильнее всего замедлилась годовая динамика зарплатных предложений для административного персонала и работников добычи сырья. Например, угольная компания Кузбасса из-за экспортных сложностей снизила размер индексации в 2025 г. практически вдвое — до 8% против 15% годом ранее.
Региональные и отраслевые контрасты
Региональная дифференциация по уровню оплаты труда сохраняется: наиболее высокие фактические и предлагаемые зарплаты — в Центральном (включая Москву и область), Северо-Западном и Дальневосточном округах, самые низкие — на Северном Кавказе. Эта разница остается ключевым фактором межрегиональной трудовой миграции, направляя поток кадров в регионы с более высокой оплатой.
Динамика занятости также неоднородна. Общероссийские темпы роста среднесписочной численности работников в апреле 2025 г. к апрелю 2024 г. практически не изменились. Однако в добывающей и обрабатывающей промышленности прирост замедлился, а в оптовой и розничной торговле число занятых сократилось в годовом выражении. На динамику в торговле повлияло закрытие автосалонов и сокращение штатов автодилеров в ряде регионов Центра и Сибири. Некоторые обрабатывающие предприятия также сокращали персонал из-за снижения выпуска и закрытия (например, швейных производств).
В то же время заметно ускорился рост численности персонала в сфере гостиниц и общепита, а также информации и связи. В гостиничном бизнесе это обусловлено бумом внутреннего туризма. Предприятия отрасли активно используют различные методы привлечения кадров: привлечение внештатников с перспективой трудоустройства, предложение стажировки студентам, общежития, компенсация аренды жилья.
Дефицит кадров
Опросы предприятий выявили неоднородную динамику дефицита персонала. Снижение нехватки работников было наиболее заметным в добыче, машиностроении и строительстве, чему способствовало сокращение спроса на продукцию и автоматизация производств.
Одновременно усилился дефицит кадров в сельском хозяйстве, металлургии и химической промышленности из-за оттока специалистов в другие отрасли и сохраняющегося высокого спроса на продукцию, в том числе госзаказа. Для решения кадровых проблем предприятия активизируют меры по повышению производительности труда и сотрудничают с учебными заведениями.
Корпоративные планы
К июню 2025 г. планы предприятий по пересмотру заработных плат стали значительно сдержаннее по сравнению с началом года. Ряд компаний отказался от повышений в пользу сохранения текущего уровня оплаты. Основные причины — снижение спроса на продукцию, рост издержек и замедление деловой активности. Доля предприятий, ожидающих роста зарплат за 2025 г. в целом, сократилась с 84 до 71%, а медианная оценка ожидаемого роста снизилась с 8,4 до 5,3%. Эта тенденция характерна для всех отраслей, особенно для торговли, добычи, химической промышленности, строительства и сельского хозяйства. Те немногие компании, которые все же планируют существенное повышение, объясняют это острым кадровым дефицитом и сложностью автоматизации операций.
Более осторожными стали и планы по численности персонала. Доля предприятий, планирующих сохранить штат неизменным, выросла до 65% (против 62% в январе), а доля тех, кто готовится к сокращениям, увеличилась до 11,5% (с 6,9% в январе). Это наиболее характерно для добывающей отрасли, машиностроения и фармацевтики. Некоторые компании уже сокращают персонал, вводят неполную занятость или внеплановые отпуска для оптимизации затрат.
Одновременно сохраняют планы по увеличению штата предприятия, расширяющие выпуск, например, машиностроительные компании и некоторые пищевики. А, к примеру, в Ленинградской области потребность в кадрах существенно выросла из-за реализации крупных газохимических проектов.
Стабилизация с признаками смягчения
Таким образом, ситуация на российском рынке труда в 1-м полугодии 2025 г. стабилизировалась при сохранении формально высоких показателей занятости, однако нарастают признаки смягчения, обусловленные постепенным охлаждением внутреннего спроса. Это выражается в снижении кадрового дефицита в ряде отраслей и замедлении роста зарплат. Сохранение этих тенденций во второй половине года будет способствовать постепенному ослаблению проинфляционного давления со стороны рынка труда.
К сведению
Рынок труда «синих воротничков»
По данным нового доклада Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, анализирующего корпоративный сегмент рынка труда (обрабатывающая промышленность, энергетика, ЖКХ, строительство, торговля, транспорт, административная деятельность, услуги) в I квартале 2025 г. можно выделить следующие тенденции:
-
Рекордная занятость. Число работников в российских организациях достигло 43,6 млн человек (+1,1% к IV кв. 2024 г.), максимум за пять лет. Однако рост может замедлиться из-за снижения неудовлетворенного кадрового спроса второй квартал подряд.
-
Снижение кадрового дефицита. Незакрытая потребность в работниках уменьшилась в транспорте, административной деятельности и услугах. Смягчается дефицит и в обрабатывающей промышленности — основном драйвере роста занятости в последние годы.
-
Рост зарплат. Среднемесячная номинальная зарплата составила 92,1 тыс. руб. Годовой прирост зарплат в большинстве анализируемых отраслей превысил средний по стране (14,5%) и инфляцию (10,3%).
-
Проблемы сохраняются. Хотя кадровая уязвимость впервые за два года снизилась в большинстве секторов (особенно заметно в промышленности), дефицит кадров остается острой проблемой. Особенно уязвимы строительство и автогрузоперевозки, где кадровые планы реализуются хуже всего.