Вернуться нельзя прощаться

| статьи | печать

Санкции — сначала, диалог — потом. На Петербургском международном экономическом форуме власти и бизнес четко сформулировали условия для возвращения ушедших иностранных компаний: от законодательных рамок до требования способствовать отмене ограничений. Пока одни ждут извинений, другие предлагают навсегда закрыть двери для западных партнеров. Возвращение, если оно вообще состоится, будет происходить не на прежних, а на строго оговоренных российских условиях, где политическая лояльность и экономические гарантии выходят на первый план. Форум стал площадкой для четкого формулирования этих новых правил игры.

Отправной точкой для любых дискуссий о возвращении иностранного бизнеса на Петербургском форуме было обозначено требование, озвученное первым вице-премьером Денисом Мантуровым. В кулуарах ПМЭФ он предельно ясно дал понять журналистам отправную точку для диалога: «Сначала пусть санкции поспособствуют, чтобы отменили, а потом пусть приходят и поговорим». Это заявление устанавливает прямую связь между политическими действиями иностранных компаний (или стран их базирования) на международной арене и их экономическими перспективами в России. Д. Мантуров подчеркнул, что Россия не закрыта для инвестиций как таковых, но их характер и приоритеты изменились. Вице-премьер уточнил, что страна заинтересована прежде всего в «умных инвестициях». Он пояснил, что это означает инвестиции, направленные на реальное развитие технологических компетенций внутри России, особенно в тех отраслях, где ощущается дефицит. В качестве примера такой модели он привел практику специальных инвестиционных контрактов (СПИК) в автомобильной промышленности, где обязательным условием является сохранение контрольного пакета акций у российских бенефициаров. При этом Д. Мантуров отметил корректную позицию тех иностранных компаний, которые, несмотря на сложности, приняли решение остаться в России и продолжили свою дея­тельность. Он особо выделил их вклад: они продолжают вкладываться в НИОКР, социальные программы и подготовку кадров, демонстрируя таким образом долгосрочную приверженность российскому рынку.

От «ручного управления» к прозрачным правилам

Александр Шохин, возглавляющий Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), в своих выступлениях и комментариях журналистам на полях форума выступил с критикой идеи возвращения иностранных компаний через механизмы администрирования «в ручном режиме». Он аргументировал это тем, что такой подход неизбежно приведет к субъективности и непрозрачности процесса. «Не надо решать, кого пустить, а кого нет, по принципу „этот извинился, а этот держал фигу в кармане“», — подчеркнул А. Шохин в интервью ТАСС, настаивая на необходимости четких, универсальных и предсказуемых правил. Альтернативой, по его мнению, должен ста­ть специальный закон. Такой закон, по замыслу РСПП, должен выполнять несколько ключевых функций:

Гарантировать защиту рыночных позиций, которые российские предприниматели сумели занять и укрепить за время отсутствия иностранных конкурентов из-за санкций и ухода части компаний. Это предотвратит несправедливое вытеснение отечественного бизнеса.

Создать абсолютно прозрачные и понятные для всех правила, регламентирующие процедуру и условия возможного возвращения иностранных компаний. Это обеспечит равные условия и предсказуемость.

Определить рамки компетенций, передав рассмотрение лишь исключительных, нестандартных случаев на уровень специальной правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, а не оставляя все решения на усмотрение чиновников.

А. Шохин сообщил журналистам, что соответствующий законопроект уже разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе, готовится ко второму чтению. Он также выразил уверенность в том, что сам иностранный бизнес, особенно те компании, которые не уходили из России, а лишь приостановили или свернули часть операций, уже «ждет отмашки» для активизации своей инвестиционной деятельности, как только законодательная база будет четко определена.

Конкретные требования

Позиция РСПП не ограничилась общими принципами. Как сообщил А. Шохин, рабочая группа Союза подготовила и направила в Правительство РФ и Администрацию президента детализированный перечень конкретных критериев, которым должны будут соответствовать иностранные компании, желающие вернуться на российский рынок. Эти требования сформированы с учетом уроков прошлого и направлены на предотвращение повторения ситуаций, когда иностранные активы могли быть быстро выведены из-под юрисдикции России. Среди ключевых условий, озвученных А. Шохиным, значатся:

1. Передача реального контроля: обязательное условие — более 50% акций возвращающегося бизнеса должны принадлежать российским резидентам. Это гарантирует, что ключевые решения будут приниматься в интересах российской экономики.

2. Глубокая локализация цепочек создания стоимости: компании должны обеспечить не просто сборочное производство, а присутствие в РФ всех критически важных элементов: полноценного управления (ключевые менеджеры и совет директоров резидентны в РФ), реального производства с высокой степенью локализации компонентов, а также центров исследований и разработок. Это направлено на создание устойчивых, не зависящих от внешних сбоев производственных систем.

3. Безвозмездный технологический трансфер: возвращающиеся компании должны будут безвозмездно передать права на технологии, использовавшиеся в их российских активах до ухода, российским партнерам или государству. Это рассматривается как компенсация за нанесенный ущерб и инвестиция в технологический суверенитет страны.

4. Компенсация причиненного ущерба: возвращающиеся компании обязаны возместить финансовые потери, понесенные их российскими контрагентами, партнерами и клиентами из-за разорванных контрактов, прекращения сервисного обслуживания или вывода активов. Это требование касается как прямых убытков, так и упущенной выгоды.

5. Безупречная налоговая дисциплина: компания должна подтвердить отсутствие каких-либо задолженностей перед российским бюджетом (налоги, сборы) и перед российскими партнерами на момент возвращения.

Министр экономического развития Максим Решетников, выступая на одной из сессий форума, подтвердил общую тенденцию ужесточения требований к бизнесу, особенно в части локализации. Он привел пример автопрома, где «условия заметно повысились».

«Они сожгли мосты»

Не все участники форума разделяли идею о возможности или желательности возвращения западного бизнеса даже на жестких условиях. Наиболее категоричную позицию озвучил президент компании «Рос­телеком» Михаил Осеевский в ходе одной из дискуссионных сессий ПМЭФ. Его заявление было однозначным: «Ни евро­пейские, ни американские компании <...> пускать нельзя. Они ушли, хлопнув дверью, бросив доверие». Осеевский аргументировал свою позицию тем, что действия этих компаний подорвали фундамент доверия, необходимый для долгосрочного партнерства. Он также выразил более широкую озабоченность: по его мнению, даже компании из «дружественных» стран, таких как Китай, представляют потенциальный риск.

Желтый свет вместо зеленого

Петербургский международный экономический форум четко обозначил переход российской политики в отношении иностранного бизнеса от периода неопределенности и эмоциональных реакций к этапу регулируемого, условного допуска. Как резюмировал в своем заключительном комментарии для прессы А. Шохин, многие представители иностранного бизнеса, особенно из невраждебных юрисдикций, уже ощущают приближение момента, когда «зажжется желтый свет — и надо быть на старте в первых рядах». Однако форум ясно дал понять, что правила игры изменились кардинально. Приоритетами теперь являются не абстрактная открытость, а жесткая защита интересов отечественных инвесторов, отстоявших свои позиции в трудный период, обеспечение технологического суверенитета через обязательный трансфер знаний и компенсация экономического ущерба, нанесенного прошлыми решениями иностранных компаний. Политическое условие, озвученное Денисом Мантуровым, — лоббирование отмены санкций — остается непреодолимым барьером для бизнеса из недружественных стран. Но для тех иностранных игроков, которые готовы не только публично дистанцироваться от санкционной политики своих правительств, но и активно способствовать ее изменению и при этом принять новые, более жесткие экономические реалии российского рынка, диалог в принципе возможен.

Ключевая фраза Д. Мантурова «Поговорим» звучит скорее как обещание сложных переговоров, а не как приглашение, и лишь после выполнения предварительных политических и экономических условий. Возвращение, если оно случится, будет не триумфальным шествием, а сложной сделкой на продиктованных Россией условиях.


К сведению

Группа депутатов от партии «­Новые люди» внесла в Госдуму законопроект, который ужесточает условия для возвращения иностранных компаний из недружественных стран, покинувших Россию после 22 февраля 2022 г. Основная цель — защита российского рынка и поддержка отечественных производителей. Авторы законопроекта считают, что возвращение западных компаний может:

■ Создать нечестную конкуренцию, так как российские компании пока не могут соперничать с крупными иностранными корпорациями.

■ Подорвать российские предприятия, которые вложились в развитие после ухода иностранцев.

■ Замедлить технологический суверенитет России.

Какие меры предлагаются?

1. Создание перечня недружественных компаний — тех, кто свернул бизнес в России после 22.02.2022.

2. Обязательное раскрытие технологий — иностранные компании должны будут передавать данные о своих технологиях.

3. Отчисление в Фонд технологического суверенитета 2% от собственных средств компании (правительство может изменить ставку).

Что такое Фонд техно­логического суверенитета?

Это новый инструмент для финансирования российских технологических проектов. Деньги из фонда пойдут на поддержку отечественных разработчиков и компенсацию господдержки.

Финансовый эффект по подсчетам авторов поправок:

■ Если вернутся все ушедшие компании, их совокупная выручка оценивается в 6,2 трлн руб.

■ Отчисления в фонд могут составить до 124 млрд руб. в год.

■ Это снизит нагрузку на бюджет и даст дополнительные ресурсы для технологического развития.