Премьер-министр Михаил Мишустин поручил кабинету министров обеспечить максимально оперативное исполнение всех указаний президента России Владимира Путина, касающихся реализации новых национальных проектов. Ранее глава государства подчеркнул необходимость донастройки отдельных аспектов, требующих быстрой и тщательной проработки. При этом он призвал учитывать рекомендации Счетной палаты, чьи проверки показывают, что заявленные результаты не всегда соответствуют реальным изменениям и экономическому эффекту.
На заседании правительства 9 июня М. Мишустин напомнил, что 6 июня президент провел заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, где подробно обсуждали, как идет реализация новых проектов, которые направлены на решение важнейших задач. В их числе — достижение технологического лидерства, улучшение жизни граждан, их здоровья и благополучия, забота о малышах, их родителях и людях старшего поколения.
Глава государства отметил положительные результаты. При этом особое внимание уделил вопросам, которые еще требуют донастройки и оперативной проработки. В первую очередь это касается повышения качества планирования в проектах «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» и «Средства производства и автоматизации», а также предполагаемой корректировки их финансирования.
Также разговор шел о ряде проектов технологического суверенитета. Президент подчеркнул, что они должны способствовать его укреплению, охватывая все отрасли в целом. «Эти особенности нужно учесть при подготовке бюджета на следующие три года… Глава государства поручил оперативно провести анализ таких проектов на соответствие поставленной задаче, чтобы она решалась максимально эффективно с четко определенными приоритетами финансирования», — отметил премьер.
Второй момент, на который он обратил внимание, — обеспечение отраслевой нормативной правовой базы. Она должна создаваться опережающими темпами. «Каждый ответственный за реализацию национального проекта знает свои задачи. Подготовку и принятие актов нужно максимально ускорить и обозначить четкие сроки этой работы», — подчеркнул М. Мишустин.
Вместе с тем он попросил дополнительно проработать вопрос упрощения введения экспериментальных правовых режимов. По мнению главы правительства, нужны типовые решения, которые позволят оперативно вводить отраслевое регулирование.
Третий момент, которому власти намерены уделять особое внимание, — внедрение уже полученных перспективных и передовых разработок, которые есть и в развитии беспилотников, и во многих других сферах, включая ракетно-космическую. Ставится задача активнее их использовать на предприятиях, налаживать поставки и широкое применение. «С учетом принятия закона о техполитике в кратчайшие сроки необходимо донастроить модель финансирования этих нацпроектов, чтобы каждый из них имел бизнес-составляющую. Прошу их кураторов лично контролировать эту работу», — подчеркнул М. Мишустин.
Четвертый момент, который выделил председатель правительства, — при корректировке национальных проектов должны быть учтены приоритеты стратегии пространственного развития и завершено включение в них мероприятий мастер-планов дальневосточных и арктических городов. «Глава государства поручил не сбавлять динамику и уже сейчас формировать новые цели. Конечно, объективно оценивая свои возможности. Там, где уже достигли плановых показателей, — ставить более амбициозные задачи по преображению нашей страны, улучшению качества жизни людей», — пояснил премьер-министр.
Приоритетные направления
Ранее в своем докладе президенту М. Мишустин рассказал о том, что с начала этого года правительство приступило к практической реализации 19, вероятно, самых масштабных в истории стратегических инициатив. На выполнение национальных проектов в течение ближайших шести лет предусмотрено свыше 53 трлн руб., из них 40 трлн — за счет федерального бюджета. При этом кассовое исполнение уже превышает 2,3 трлн руб. — это около 39% от годового объема, что опережает запланированный график.
Обеспечить устойчивое развитие экономики призван проект «Эффективная и конкурентная экономика». Он охватывает меры по формированию благоприятного делового климата, стимулированию роста малого и среднего бизнеса, расширению инфраструктуры промышленных и бизнес-парков. На рассмотрении уже находятся 87 проектов из 39 регионов. Объем зонтичных поручительств с начала года составил более 35 млрд руб., а закупки крупнейших заказчиков у субъектов МСП за пять месяцев превысили три триллиона.
Для наращивания экспортного потенциала работает проект «Международная кооперация и экспорт». В его рамках на льготное кредитование поставок агропродукции направлено 15 млрд руб. Параллельно решаются задачи по перестройке логистики в условиях внешних ограничений. Активно развивается инфраструктура международных транспортных коридоров, особенно в направлении дружественных государств.
Премьер-министр отметил важность надежного доступа к интернету. Эта задача решается в рамках проекта «Экономика данных и цифровая трансформация», включая создание низкоорбитальной спутниковой группировки. Развиваются электронные государственные сервисы и направления, связанные с внедрением искусственного интеллекта, в том числе для оптимизации взаимодействия граждан с государством.
Не менее значимой задачей остается подготовка кадров. Проект «Кадры» предусматривает актуализацию прогноза потребностей отраслей на пятилетний период, внедрение единого стандарта взаимодействия службы занятости с гражданами и работодателями и укрепление кооперации между ведущими образовательными учреждениями и промышленными предприятиями.
Особую роль в стратегии развития занимают восемь национальных проектов, связанных с технологическим лидерством. Среди них — развитие беспилотных авиационных систем, проект, по которому в прошлом году был достигнут почти стопроцентный уровень исполнения. На его реализацию в ближайшие годы направят четверть триллиона рублей. Отдельное внимание уделено обновленному проекту в сфере космической деятельности, в основе которого — переход к сервисной модели и активное участие частных компаний. На эти цели до 2036 г. предполагается направить 4,4 трлн руб., из них 1,7 трлн — в течение ближайших шести лет.
Биотехнологический вектор
Формируется и девятый проект технологического лидерства, посвященный биоэкономике. О работе над этим документом главе государства рассказал первый зампред правительства Денис Мантуров. Стратегический документ охватывает широкий круг отраслей: от АПК и фармацевтики до химии, энергетики и переработки отходов.
Биоэкономика базируется на научных заделах советской школы и ресурсном потенциале России. На сегодняшний день в секторе работает около 225 предприятий, не считая малых. В основе проекта — четыре технологические платформы: микроорганизмы, микробный биосинтез, переработка растительного и животного сырья, а также средства производства. Выделено 36 продуктовых направлений, в которых Россия в значительной степени зависит от импорта.
Проект направлен на восстановление технологической инфраструктуры — от оборудования до штаммов-продуцентов и инжиниринговых решений. Параллельно предполагается создание условий для масштабного сбыта, стандартизации, обновления ОКПД и приведения всех программных документов к единой логике. Координация усилий осуществляется на площадке Совета по развитию микробиологической промышленности и биотехнологий, который объединяет более 200 представителей власти, науки и бизнеса. Особая роль отводится вузам, которые должны обеспечить отрасль не только кадрами, но и профильными стандартами подготовки.
Несмотря на отсутствие окончательного объема финансирования, проект уже запущен: Минпромторг изыскал порядка 23 млрд руб., а его реализация сопровождается деятельностью таких институтов, как Фонд перспективных исследований, РНФ, «Иннопрактика», «Сколково» и другие. При этом Д. Мантуров признал, что окончательное наполнение бюджета нацпроекта остается задачей ближайшего времени и будет зафиксировано в законе о бюджете. Он выразил уверенность, что с Минфином удастся согласовать выделение необходимых 380 млрд руб. до 2030 г.
Однако президент на это сделал замечание, обратив внимание на то, что невозможно окончательно сформировать перечень мероприятий без точного понимания объемов финансирования. Министр согласился с этим и пояснил, что стартовая работа была начата на основе уже имеющихся ресурсов и с прицелом на дальнейшее уточнение приоритетов.
Внимание к качеству управления
Говоря о необходимости комплексной донастройки нацпроектов, В. Путин подчеркнул важность внимания к оценкам и рекомендациям Счетной палаты. Он отметил, что это ведомство подробно проанализировало исполнение нацпроектов за предыдущие годы, выявило ключевые проблемы и представило предложения, которые должны быть обязательно учтены правительством и региональными властями. Президент указал на необходимость опираться на эти замечания для повышения качества планирования, финансирования и управления проектами, чтобы добиться амбициозных, но при этом адекватных целей и обеспечить устойчивое развитие страны.
Изучая отчеты Счетной палаты, можно заметить эпизоды, когда заявленные цели и показатели корректировались по факту, чтобы создать видимость выполнения, тогда как суть проблем оставалась нерешенной. Имелись замечания контролеров и к принципам финансирования. Расходы не всегда были увязаны с конкретными результатами, а часть средств осваивалась без должной эффективности. При этом механизмы привлечения внебюджетного финансирования оставались слабо проработанными, что снижало устойчивость проектов и делало их зависимыми от текущей бюджетной конъюнктуры.
В области управления выявлялись пробелы в координации между различными уровнями ответственности. Не всегда было ясно, кто именно отвечает за конечный результат: исполнители, получающие финансирование, не несут ответственности за достижение целевых показателей, а органы, формально ответственные за результаты, не влияют на распределение ресурсов. Это приводит к размыванию ответственности и снижает мотивацию к эффективной реализации.
Эксперты также обращали внимание на слабость систем мониторинга и контроля. Отчетность по некоторым направлениям вызывала сомнения в достоверности, а цифровые и технические решения, предназначенные для повышения прозрачности, либо работали частично, либо не функционировали вовсе. Это затрудняло объективную оценку прогресса и не позволяло своевременно выявлять и устранять проблемы.
В целом на основе анализа отчетов аудиторов можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в управленческую логику, усиления контроля и более тесной увязки ресурсов с результатами для достижения системного эффекта от реализации таких масштабных программ.
