Минтруд подготовил законопроект с поправками в Трудовой кодекс, которые содержат целый «чек-лист» признаков трудовых отношений, включая спорные пункты вроде оплаты командировок и интеграции в структуру компании (ID проекта: 156662). Кроме этого, трудовой инспекции будет предоставлено право обращаться в суд для «переквалификации» сомнительных договоров ГПХ, даже если сам подрядчик молчит. Эксперты же бьют тревогу: часть критериев размыта, а новые полномочия ГИТ рискуют породить новые конфликты и не учесть интересы участников, довольных статусом самозанятого.
Работник или подрядчик? Минтруд предлагает расширить признаки трудовых отношений в Трудовом кодексе
Комментарий эксперта
В ТК РФ с момента его принятия в 2001 г. были даны определения трудовых отношений (ст. 15 ТК РФ) и трудового договора (ст. 56 ТК РФ), которые содержат ключевые признаки трудовых отношений (личное выполнение трудовой функции за плату под управлением и контролем работодателя, подчинение дисциплине труда, обеспечение работодателем условий труда). В дальнейшем перечень признаков трудовых отношений был дополнен в п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15, в него были включены устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, интегрированность работника в оргструктуру работодателя и пр.
Законопроект по сути переносит признаки, указанные в постановлении Пленума № 15, в ст. 15 ТК РФ в качестве дополнительных и делает перечень открытым, то есть к признакам трудовых отношений могут относиться иные признаки в случаях, предусмотренных законом, коллективным договором или локальным актом. Это поможет судам при разрешении споров учитывать всю совокупность обстоятельств отношений с гражданином по труду.
Закрепление в ТК РФ всей совокупности признаков трудовых отношений, выработанных судебной практикой на данный момент, призвано оказать позитивное влияние на судебную практику в части разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений. Вместе с тем некоторые пункты, вводимые законопроектом, являются скорее не признаками трудовых отношений, а обязанностями работодателя, которые вытекают из трудовых отношений.
Например, признание работодателем права на еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск или оплата расходов работника на поездки. На практике возникают ситуации, когда фактически имеют место трудовые отношения исходя из ключевых признаков (личное выполнение работником трудовой функции за регулярную оплату, подчинение дисциплине труда и пр.), но работодатель отказывается предоставлять необходимое время отдыха или оплачивать расходы работника в связи с работой. Такой отказ необходимо толковать не как отсутствие всех признаков трудовых отношений и, как следствие, квалификацию отношений как нетрудовых, а как раз как наличие трудовых отношений, но с нарушением прав работника на отдых и компенсацию расходов.
Кроме того, законопроект предусматривает право Государственной инспекции труда (далее — ГИТ) обращаться в суд в целях признания отношений, связанных с использованием личного труда, трудовыми отношениями. ГИТ вправе предъявить такое требование, если не исполнено ее предписание об устранении нарушения в связи с заключением договора ГПХ, регулирующего трудовые отношения и (или) работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора. Срок на обращение в суд — не позднее трех месяцев со дня истечения срока на обжалование предписания ГИТ (новая ст. 360.2 ТК РФ). Данное нововведение расширяет полномочия ГИТ, что в целом оправдано. В настоящее время в целях защиты прав граждан в сфере трудовых (служебных) отношений из государственных органов вправе обратиться только прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). Наделение ГИТ полномочиями как специализированного органа в сфере защиты трудовых прав позволит уменьшить нагрузку на прокуратуру и усилить контроль за соблюдением трудовых прав граждан.
Комментарий эксперта
В предлагаемом проекте можно выделить два основных блока: собственно критерии отнесения деятельности сторон к трудовым правоотношениям и предоставление государственной инспекции труда права обращаться в суд с исками о признании отношений, связанных с использованием личного труда, трудовыми правоотношениями.
Актуальность поднятого вопроса, на мой взгляд, связана с широким распространением и использованием бизнесом услуг самозанятых. Инициируя эксперимент с самозанятыми, законодатель, вероятно, не предполагал такую его популярность, особенно с целью подмены трудовых правоотношений гражданско-правовыми.
На мой взгляд, целый ряд признаков не только относится к трудовым правоотношениям, но и может характеризовать гражданско-правовые отношения.
Вызывает большие вопросы такой признак, как осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов.
Данный признак вполне может характеризовать и гражданско-правовые отношения, если, например, количество поручений заказчика на одного исполнителя является достаточно большим.
Также неясно, почему предоставление инструментов и материалов также свидетельствует о наличии трудовых правоотношений между сторонами. Любой договор подряда может быть построен по модели иждивения заказчика. От этого он не становится трудовым.
Аналогичный вопрос допустим и в отношении такого критерия, как оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы. Крайне дискуссионным кажется предположение законодателя, что такие расходы должен нести исполнитель, а не заказчик — то лицо, которое в итоге получает выгоду и необходимый ему результат.
Вряд ли указанные выше признаки можно назвать характерными именно для трудовых правоотношений. В этой части законодателю следовало бы уточнить формулировки.
Предоставление ГИТ права инициирования исков в целом укладывается в парадигму защиты работника как менее сильной стороны, чем работодатель. Однако такое излишнее регулирование не будет способствовать вдумчивому и ответственному отношению работников к выполняемой работе. Напротив, излишняя опека расслабляет работников и не улучшает результативность его труда.
На мой взгляд, данный законопроект должен был бы рассматриваться одновременно с вопросом, касающимся регулирования платформенной занятости. Именно данные правоотношения сейчас активно развиваются и действительно требуют точечного регулирования. Законодателю необходимо достаточно оперативно обратиться к регулированию данного вопроса.
Комментарий эксперта
В 2024 г. заработали Межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости. В рамках работы рабочих групп комиссии была предложена инициатива по снижению уровня нелегальной занятости — борьбе с подменой трудовых отношений гражданско-правовыми и заключением работодателями фиктивных договоров с самозанятыми и ИП, на основании которой Минтруд России разработал проект о внесении изменений в ТК РФ.
Действующим трудовым законодательством РФ предусмотрен прямой запрет для работодателей на заключение договоров гражданско-правового характера с физическими лицами, самозанятыми и индивидуальными предпринимателями, которые фактически регулируют трудовые отношения.
Нарушителям грозят административная ответственность и доначисление неуплаченных налогов и страховых взносов, пени и штрафы.
При этом в настоящее время ТК РФ не устанавливает конкретный перечень признаков трудовых отношений, который позволял бы четко разграничивать трудовые отношения между работником и работодателем от гражданско-правовых, например, при оказании услуг между организацией-заказчиком и исполнителем — самозанятым или ИП.
При этом указанные критерии ранее уже были сформулированы в постановлении Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15 и письме ФНС России от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 и широко применялись в судебной практике как в налоговых спорах, так и в спорах о признании отношений трудовыми.
Таким образом, предлагаемые дополнения ТК РФ не изменяют устоявшиеся в практике требования и подходы к оформлению отношений с самозанятыми или ИП, а лишь закрепляют их на законодательном уровне.
Вместе с тем законопроект также предлагает добавить новую ст. 360.2 ТК РФ, которая предусматривает возможность признания судом отношений трудовыми также по требованию государственной инспекции труда (ГИТ). Ранее такой иск могло подать только лицо, чьи права были нарушены.
Указанное требование может быть подано в суд со стороны ГИТ в случае неисполнения работодателем в срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения, связанного с заключением гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, и (или) об уклонении работодателя от оформления трудового договора.
Комментарий эксперта
Предлагаемые Минтрудом характерные признаки трудовых отношений уже были сформулированы в Рекомендации МОТ № 198 «О трудовом правоотношении» 2006 г. Она интегрирована в правовую систему РФ и широко применяется судами при рассмотрении споров об установлении трудовых отношений. Более того, ее положения воспроизведены в постановлении Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15. Таким образом, у нас имеется большой корпус судебной практики по рассматриваемому вопросу, и она в целом единообразная и устойчивая. В этой связи нет острой необходимости во внесении характерных признаков трудовых отношений в ТК РФ.
Более того, предлагаемые характерные признаки трудовых отношений при ближайшем рассмотрении не являются бесспорными. Например, «устойчивый и стабильный характер отношений» может в равной степени относиться и к гражданско-правовому договору оказания услуг, по которому исполнитель может не только совершать определенные действия, но и «осуществить определенную деятельность» (ст. 779 ГК РФ). И напротив, устойчивость и стабильность полностью отсутствует в трудовых отношениях с сезонным работником, нанятым на два-три месяца.
Также небесспорным является признак трудовых отношений «оплата расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы». В гражданско-правовых отношениях распространенной является отдельная тарификация выполненной работы (оказанной услуги) и произведенных расходов, которые заказчик оплачивает отдельно.
«Предоставление инструментов, материалов и механизмов» также может иметь место как в трудовых, так и в гражданско-правовых отношениях. Например, в рамках конструкции содействия заказчика (ст. 718 ГК РФ) на заказчика договором может быть возложена обязанность оказывать исполнителю содействие в выполнении работы. Такое содействие вполне может осуществляться в форме предоставления исполнителю инструментов и материалов. Например, предоставление юристу-фрилансеру корпоративного ноутбука без возможности подключения внешних носителей информации может быть продиктовано целью сохранения конфиденциальной информации и коммерческой тайны заказчика.
Признак «выполнение работы в соответствии с указаниями работодателя» не выдерживает критики. В частности, совершенно непонятно, что следует понимать под «указаниями». Так, и по договору подряда, и по договору оказания услуг работа/услуга оказывается по заданию заказчика. Является ли такое задание указанием? Безусловно. Именно поэтому в определении трудовых отношений и трудового договора (ст. 15 и ст. 56 ТК РФ) указано, что работа выполняется работником в интересах, под управлением и контролем работодателя. Это уже намного более конкретно, действительно позволяет отграничить трудовые отношения от смежных гражданско-правовых и уже содержится в ТК РФ.
Прочие приведенные в проекте признаки трудовых отношений также являются относительными и далеко не во всех случаях характеризуют отношения как трудовые.
Еще более неоднозначной представляется инициатива по наделению Государственной инспекции труда полномочиями по признанию отношений трудовыми.
В частности, предлагаемый Минтрудом проект закона не подразумевает получения согласия самого «работника». Таким образом, создается ситуация, при которой инспекция наделяется полномочиями добиваться признания отношений трудовыми, даже если обе стороны этих отношений искренне, свободно и активно выражают свое несогласие с этим и настаивают на гражданско-правовом характере своих отношений.
- 28.04.2025 | статьи