Объекты приобретены по недействительной сделке: будет ли налог на имущество?

| статьи | печать

Недавно мы рассказывали о судебном решении, в котором рассматривался вопрос о том, должен ли приобретатель недвижимости, сделка купли-продажи которой была признана судом недействительной, уплачивать по ней налог на имущество, если продавец уклоняется от регистрации изменений в ЕГРН. АС Поволжского округа в постановлении от 08.04.2025 № Ф06-510/2025 по делу № А55-792/2024 в сходной ситуации продемонстрировал противоположный подход.

Суть дела

За индивидуальным предпринимателем по данным регистрирующего органа числилось несколько объектов недвижимости, по которым он не уплачивал налог на имущество.

Инспекция взыскала с него задолженность по налогу. Предприниматель считал, что платить налог не должен. Объекты недвижимости, по которым возникла задолженность, ему не принадлежат. Решением суда сделка по их купле-продаже была признана недействительной. Собственником объектов является организация, которая уклоняется от регистрации изменений в ЕГРН.

Бизнесмен обратился в суд с требованием признать решение налоговиков недействительным.

Решение судов

Суды трех инстанций поддержали налоговую. Они исходили из того, что бизнесмен признается плательщиком налога в отношении недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения и полученного по договору купли-продажи, с момента государственной регистрации права собственности на данный объект имущества. Обязанность по уплате такого налога прекращается со дня внесения в ЕГРН соответствующей записи.

Пунктом 3 ст. 2 ГК РФ установлено, что по общему правилу к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.

Налоговое законодательство, в свою очередь, не содержит специальных положений, регулирующих порядок налогообложения имущества в случае признания сделки недействительной. При этом сам факт признания сделки недействительной не является достаточным основанием для внесения изменений в бухгалтерский и налоговый учет участников сделки, а также перерасчета их налоговых обязательств. Признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговые правоотношения, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоя­тельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.

Таким образом, признание договора купли-продажи недействительным не является основанием для возврата уплаченных сумм налога на имущество за период с момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости до момента внесения соответствующих изменений в ЕГРН. Для налогообложения имеет значение не квалификация гражданско-правовых отношений, а фактические отношения по владению имуществом и факт его соответствующей регистрации в качестве объекта права. Соответственно, если право на объект недвижимости было зарегистрировано за налогоплательщиком и указанное имущество им фактически использовалось, то признание сделки, на основании которой произведена регистрация права, недействительной, не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на имущество.

Установив, что, согласно сведениям, поступившим из регистрирующего органа, спорные нежилые помещения были зарегистрированы за предпринимателем и находились в его фактическом пользовании, суды признали правомерным начисление инспекцией по ним налога на имущество.

Отметим, что АС Московского округа в постановлении от 05.02.2025 № Ф05-31410/2024 по делу № А40-109591/2024 в сходной ситуации пришел к противоположным выводам. Он указал, что налоговое законодательство связывает возникновение объекта налогообложения и обязанность уплаты налога на имущество с наличием у лица права собственности на объект недвижимого имущества, а не с государственной регистрацией имущества. Налогоплательщик не может нести налоговые обязательства в отношении имущества, которое фактически и юридически выбыло из его собственности. В настоящем случае такое выбытие произошло вследствие вступления в законную силу судебного акта, обязательного к исполнению на всей территории РФ. Основания полагать, что обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество зависит от его государственной регистрации, а не самого права собственности, из закона не следуют. Подробнее об этом деле см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 14, 2025.