Соответствующий законопроект вновь внесен в Госдуму (законопроект № 888946-8). Прошлая версия законопроекта была возвращена авторам по причине отсутствия заключения Правительства РФ. Сейчас такое заключение получено. Правительство РФ поддержало законопроект. Его положения не поменялись. Разберем основные положения законопроекта.
Напомним, текущая редакция Налогового кодекса РФ предусматривает особые правила для определения расходов на приобретение акций/долей в уставном капитале экономически значимых организаций (далее ― ЭЗО), полученных налогоплательщиком в рамках исполнения положений Федерального закона № 470-ФЗ.
Так, при прямом участии налогоплательщика в иностранной холдинговой компании (далее ― ИХК) налоговая стоимость акций/долей ЭЗО устанавливается в сумме документально подтвержденных и фактически осуществленных расходов налогоплательщика на приобретение акций/долей в уставном капитале ИХК (для налогоплательщиков-организаций ― сформированной в налоговом учете стоимости акций/долей в уставном капитале ИХК), умноженной на долю балансовой стоимости акций/долей в уставном капитале ЭЗО, принадлежащих ИХК, в балансовой стоимости активов ИХК по данным финансовой отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую 1 марта 2022 г.
Использование доли балансовой стоимости акций/долей ЭЗО в балансовой стоимости активов иностранной холдинговой компании зачастую приводит к тому, что инвесторы, приобретавшие доли/акции ЭЗО через ИХК, не в состоянии вычесть полную сумму осуществленных расходов. Ранее об этой проблеме сообщали и СМИ.
Законопроект, внесенный в Госдуму РФ, предлагает по решению ЭЗО вместо доли балансовой стоимости использовать долю рыночной стоимости акций/долей ЭЗО в рыночной стоимости активов ИХК по состоянию через 150 дней после вынесения судебного решения о приостановлении прав иностранной холдинговой компании.
Законопроектом предусмотрено, что оценка будет проводиться по инициативе ЭЗО независимым оценщиком, действующим по российскому законодательству. Доля, рассчитанная с учетом рыночной оценки, будет публиковаться ЭЗО в течение 30 дней с даты отчета об оценке.
Авторы законопроекта предлагают в любом случае приравнивать долю к единице, если одновременно соблюдаются следующие условия:
-
доля суммы балансовой стоимости акций/долей ЭЗО и балансовой стоимости принадлежащих ИХК безналичных денежных средств (включая депозиты) в балансовой стоимости активов ИХК по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую 1 марта 2022 г., составляет более 95%;
-
отношение суммы принадлежащих ИХК денежных средств (включая депозиты) на день вынесения решения о приостановлении прав ИХК к балансовой стоимости ее активов по данным финансовой отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую 1 марта 2022 г., составляет не более 5%.
Следует пояснить, что если балансовые активы ИХК на ближайшую к 1 марта 2022 г. дату состояли в основном из стоимости акций/долей ЭЗО и денежных средств, однако к дате приостановления прав объем денежных средств существенно сократился, то доля балансовой стоимости будет признаваться равной единице, что позволит максимально приравнять налоговую стоимость ЭЗО к расходам на участие инвесторов в ИХК. Помимо этого, законопроект предлагает внести изменения в положения НК РФ об инвестиционном вычете по НДФЛ для обращающихся акций (возможность освободить положительный финансовый результат от их продажи/погашения от налогообложения при владении от трех лет) ― при продаже/погашении акций ЭЗО, полученных налогоплательщиком в рамках исполнения Федерального закона № 470-ФЗ, можно будет учесть срок «косвенного» владения ЭЗО через ИХК.
Законопроектом предлагается внести некоторые изменения в порядок предоставления налоговых льгот для международных холдинговых компаний (далее ― МХК). В частности, одно из условий применения таких льгот ― не менее 70% расходов МХК на приобретение товаров/работ/услуг должны быть понесены на территории России. Во избежание неоднозначного прочтения законопроект предлагает исключить из расчета доли расходов по операциям с ценными бумагами.
По задумке авторов законопроекта, такая поправка позволит предотвратить ситуации, когда компании, ранее владевшие ценными бумагами за рубежом, после перерегистрации в России сталкиваются с искусственным увеличением доли зарубежных расходов.