Что планируется изменить в Налоговом кодексе

| статьи | печать

Госдуме предложено рассмотреть два законопроекта с поправками в НК РФ. Первый касается обложения НДФЛ доходов женщин с детьми, а второй — особенностей налогообложения прибыли организаций, использующих товарные знаки и фирменные обозначения, включенные в реестр иностранных товарных знаков и фирменных обозначений, прекративших деятельность по внешнеполитическим причинам.

Обложение НДФЛ доходов женщин с детьми

Демографическая ситуация в России стремительно ухудшается. По данным Росстата коэффициент рождаемости в 2023 г. составил 1,42 ребенка на женщину, что является минимальным уровнем за последние 17 лет и ниже уровня простого воспроизводства населения. Это приводит к старению населения, увеличению нагрузки на пенсионную систему и снижению численности трудоспособного населения, что в долгосрочной перспективе может негативно сказаться на экономическом росте и социальной стабильности страны.

Разработчики законопроекта № 887866-8 считают, что одной из ключевых причин снижения рождаемости является нестабильность доходов молодых семей и необходимость совмещения женщинами профессиональной деятельности с воспитанием детей. Они предлагают освободить от обложения НДФЛ:

  • доходы в денежной форме, полученные за выполнение трудовых обязанностей женщиной до достижения ей возраста 30 лет в случае рождения (усыновления) ею первого ребенка, при условии, что размер доходов не превышает трехкратной величины МРОТ, установленного в соответствии с законодательством РФ (новый п. 97 ст. 217 НК РФ);

  • доходы в денежной форме, полученные за выполнение трудовых обязанностей женщиной в случае рождения (усыновления) ею второго ребенка, при условии, что размер доходов не превышает четырехкратной величины МРОТ, установленного в соответствии с законодательством РФ.

Делая такое предложение, разработчики ссылаются на Венгрию, в которой с 2026 г. женщины с одним ребенком не будут платить налог до 30 лет, а матери двоих и более детей — пожизненно.

По мнению разработчиков, предлагаемые изменения позволят:

  • повысить уровень благосостояния семей с детьми, снизив их налоговую нагрузку;

  • создать дополнительные финансовые стимулы для рождения второго и последующих детей;

  • повысить экономическую активность женщин, предоставив им возможность гибкого распределения доходов.

На наш взгляд, предложение вряд ли будет поддержано. Ведь его принятие приведет к снижению налоговых поступлений, однако разработчики ничего не говорят о том, за счет чего они планируют компенсировать выпадающие доходы бюджета.

Иностранные товарные знаки и обозначения

В 2022 г. в связи с началом СВО значительное число иностранных компаний приостановило или прекратило свою деятельность на территории Российской Федерации. Однако в текущем году наблюдается тенденция к возвращению иностранных брендов на российский рынок. Прогнозы на 2025 г. указывают на возможное возвращение до 350 иностранных компаний. А это может создать риски для национальной экономики. Товарные знаки и фирменные обозначения, будучи принадлежащими транснациональным корпорациям, обладают значительными финансовыми и маркетинговыми возможностями, что при их реинтеграции может привести к недобросовестной конкуренции, демпингу и вытеснению российских производителей с внутреннего рынка. В связи с этим в целях защиты отечественных производителей и обеспечения стабильности национального рынка в Госдуму был внесен законопроект № 879812-8 с изменениями в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части установления реестра иностранных товарных знаков и фирменных обозначений, прекративших деятельность по внешнеполитическим причинам.

Вместе с этим законопроектом был также представлен законопроект № 879837-8. Им предлагается внести в главу 25 НК РФ новую статью 284.13 «Особенности нало­го­обложения налогоплательщиков, использующих товарные знаки, включенные в реестр иностранных товарных знаков и фирменных обозначений, прекративших деятельность по внешнеполитическим причинам». В целях этой статьи под налогоплательщиками понимаются российские организации, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ, использующие в предпринимательской деятельности товарные знаки и фирменные обозначения (фирменные наименования и коммерческие обозначения), включенные в реестр иностранных товарных знаков и фирменных обозначений, прекративших деятельность по внешнеполитическим причинам. Прибыль, полученную такими налогоплательщиками от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг с использованием товарных знаков и фирменных обозначений, включенных в реестр иностранных товарных знаков и фирменных обозначений, прекративших деятельность по внешнеполитическим причинам, предлагается облагать по ставке 35%.

Разработчики указывают, что предлагаемая мера обусловлена необходимостью устранения асимметрии рыночных преимуществ, возникающих вследствие устойчивой узнаваемости зарубежных брендов, их многолетнего присутствия на российском рынке и финансовых ресурсов, недоступных большинству отечественных производителей. Учитывая, что включенные в реестр товарные знаки и фирменные обозначения ранее занимали значительную долю рынка, возврат этих брендов в коммерческий оборот создает предпосылки для неконтролируемого перераспределения спроса в их пользу, что может привести к вытеснению российских компаний, включая предприятия малого и среднего бизнеса. Указанная мера будет дополнять предусмотренные законопроектом № 879812-8 механизмы регулирования и обеспечивать дополнительный инструмент защиты внутреннего рынка от деструктивных последствий реинтеграции иностранных брендов, ранее прекративших деятельность на территории Российской Федерации.