Цифровой прорыв или временный рост? Будущее российских игроков на рынке ИКТ

| статьи | печать

Вклад ведущего сектора цифровизации — ИКТ — в экономику России продолжает стремительно расти. Отрасль демонстрирует положительную динамику по всем ключевым показателям. Однако на фоне актуальных экономических трендов встают важные вопросы: насколько текущая модель импортозамещения в сфере ПО отвечает долгосрочным задачам технологического развития и какие изменения необходимы в подготовке кадров для устойчивого роста цифровой экономики? Эти темы обсуждаем с экспертами.

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил 16-й статистический сборник серии «Индикаторы цифровой экономики», подготовленный совместно с Минцифры России и Росстатом. Эксперты отмечают положительные изменения по всем основным индикаторам развития цифровой экономики.

Доля сектора ИКТ в ВВП России в 2023 г. составила 3,5%, увеличившись на 0,4 п.п. по сравнению с предыдущим годом. Организации сектора ИКТ расширяют свою деятельность: растут объемы реализуемых товаров и услуг (+4,4 п.п.), увеличиваются инвестиции (+0,3 п.п.) и численность работников (+0,1 п.п.).

Инновационная активность сектора также усиливается: объем производства инновационной продукции достиг 1,1 трлн руб., а ее доля в общем объеме производства составила рекордные 16%. В сфере программного обеспечения укрепляются позиции российских разработчиков: доля затрат на отечественное ПО выросла с 37,4% в 2022 г. до 67,3% в 2023 г.

На рынке труда положительная тенденция: численность разработчиков и аналитиков ПО восстановилась после спада 2022 г. и составила 862,6 тыс. человек, превысив уровень 2021 г. Растет популярность образовательных программ в сфере ИТ: на бакалавриате, специалитете и в магистратуре число студентов увеличилось на 5,1%, подготовка квалифицированных рабочих выросла на 19,1%, а специалистов среднего звена — на 11,3%.

Продолжает расширяться рынок мобильной связи. В 2023 г. на 100 человек населения России приходилось 176 активных абонентов, что сопоставимо с уровнем Японии и значительно превышает показатели Китая, Германии и США.

Активное развитие отрасли внушает оптимизм, однако в свете актуальных экономических трендов — обсуждения возможного возвращения иностранных брендов и нарастающего дефицита кадров — возникает необходимость переосмысления стратегических подходов и поиска новых решений. Насколько существующая модель импортозамещения в сфере ПО отвечает долгосрочным целям технологического развития? Какие структурные изменения необходимы в системе подготовки кадров для обеспечения устойчивого роста цифровой экономики? Ответы на эти вопросы — в комментариях экспертов.

Комментарий эксперта

Существующая модель импортозамещения в сфере программного обеспечения и правда в значительной степени соответствует краткосрочным задачам технологического развития, поскольку она позволяет обеспечить независимость от иностранных технологий. Однако в долгосрочной перспективе важно не только заменить импорт, но и развивать инновационные технологии, способные конкурировать на глобальном рынке. Для этого необходимо сосредоточиться на поддержке стартапов и компаний, разрабатывающих передовые технологии, такие как искусственный интеллект и квантовые вычисления.

Что касается кадров, вузы должны адаптировать свои программы к потребностям цифровой экономики, включая курсы по искусственному интеллекту, кибербезопасности и разработке программного обеспечения. Необходимо тесное сотрудничество между образовательными учреждениями и компаниями для разработки практических программ обучения и переподготовки кадров. Кроме того, в условиях постоянных технологических изменений необходимо создать системы непрерывного образования, которые позволят специалистам постоянно повышать квалификацию и осваивать новые технологии.

Стоит отметить, что в цифровой экономике востребованы универсальные специалисты, способные работать на стыке различных дисциплин. Образовательные программы должны быть направлены на развитие таких компетенций.

И в заключение, самим преподавателям необходимо предоставлять возможности для повышения квалификации в области цифровых технологий, чтобы они могли эффективно обучать студентов современным методам и инструментам. Поскольку их компетенции вне связи с реальным бизнесом и сферами разработки быстро теряют актуальность.

Комментарий эксперта

В вопросе импортозамещения программного обеспечения сейчас непростая ситуация. С одной стороны, заставляя компании в приказном порядке переходить на отечественное ПО, государство стимулирует развитие локального рынка. С другой стороны, такая модель не всегда способствует развитию по-настоящему конкурентоспособных решений мирового уровня. Зачастую отечественные аналоги уступают зарубежным по функциональности, удобству использования, производительности.

Сегодняшняя модель импортозамещения скорее решает тактические задачи экстренного заполнения ниш, освободившихся после ухода западных компаний с российского рынка. Но будет ли эта модель работать в долгосрочной перспективе? Ведь цифровые технологии не стоят на месте — ежегодно появляются новые подходы, инструменты, технологии. При этом актуальна задача не просто догонять западных конкурентов, копируя их решения, но и генерировать собственные прорывные технологии.

Для долгосрочного технологического развития необходимо сочетание протекционистских мер по защите внутреннего рынка с активным стимулированием экспорта и международной кооперации в дружественных странах. Хорошим примером могут служить некоторые российские компании, которые смогли создать конкурентоспособные решения мирового уровня, например, в области кибербезопасности или систем распознавания.

Отвечая на вопрос о структурных изменениях в системе подготовки кадров, отмечу, что университеты физически не справляются с текущим запросом рынка на ИТ-специалистов. Выпускаемых ежегодно 80—100 тыс. молодых специалистов недостаточно для покрытия текущего дефицита и обес­печения дальнейшего роста отрасли. Может помочь кардинальное увеличение приема на IT-специальности и модернизация образовательных программ. Вузам эффективно более активно привлекать специалистов-практиков из индустрии, увеличивать количество проектной работы, создавать исследовательские лаборатории совместно с ведущими ИТ-компаниями.

В то же время не стоит делать ставку исключительно на молодежь. Переподготовка специалистов из смежных профессий — более быстрый способ закрыть текущие потребности рынка. Можно взять для примера сферу аналитики данных — сюда вполне успешно переходят математики, физики, экономисты. В сферу тестирования программного обеспечения — люди из абсолютно разных областей. Можно попробовать стимулировать компании, которые инвестируют в переобучение сотрудников, предоставляя льготы, субсидируя часть расходов на образовательные программы.

Интересное решение, которое применяют многие компании — собственный корпоративный университет, где сотрудники могут получить новую специальность без отрыва от производства. Это позволяет растить кадры «под себя», учитывая специфику наших проектов и корпоративной культуры.

Комментарий эксперта

Что касается модели импортозамещения, важно понимать, что в текущем виде она в большей степени является антикризисной. Основной фокус — на быстром замещении ушедших решений, часто без стратегической ориентации на экспортный потенциал или инновационную составляющую. Для долгосрочного технологического развития необходимо сместить акцент с замещения на создание конкурентоспособных продуктов, способных выйти за пределы внутреннего рынка. Без этого модель может исчерпать себя, оказавшись в замкнутом цикле воспроизведения аналогов, а не генерации новых идей.

Ключевым ограничением роста ИКТ-отрасли остается кадровый дефицит. Подготовка специалистов должна перестать быть задачей только вузов. Требуется более тесное взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений — через взаимные программы, проектное обучение, стажировки с реальными задачами. Особенно важно усилить подготовку инженеров и разработчиков в прикладных сегментах — не только в ИТ-компаниях, но и в промышленности, агро, логистике. Также необходимо развитие гибких образовательных программ: короткие курсы, переквалификация, онлайн-обучение, которое позволит вовлекать в отрасль новых специалистов.

Комментарий эксперта

ИТ-департамент давно перестал быть вспомогательной службой — сегодня это критически важная часть бизнес-контуров любой современной организации. Однако подход к его формированию пока отстает от других структур. Если в бухгалтерии, юротделе или HR руководящие позиции занимают специалисты с профильным образованием, то в ИТ это до сих пор скорее исключение, чем правило.

Сегодня в России есть две академические специальности, ориентированные на подготовку ИТ-руководителей: 09.03.03 (прикладная информатика, бакалавриат) — для руководителей небольших команд, и 09.04.03 (магистратура) — для тех, кто отвечает за комплексные ИТ-структуры. Эти программы дают основу, но не отменяют необходимости регулярно обновлять знания: цифровая инфраструктура меняется быстро, и это особенно остро чувствуют практики.

В работе с инженерными командами мы видим, что повышение квалификации стало неотъемлемой частью их профессионального цикла. По нашему опыту, обучение специалистов необходимо проводить с разной пе­рио­дичностью: раз в 1,5—2 года — для администраторов серверных решений, раз в три года — для тех, у кого 10+ лет стажа, и раз в 3–5 лет — при опыте 20 лет и более.

В крупных компаниях все большую роль играют технические лидеры — специалисты, которые могут не только решать задачи, но и передавать экспертизу. Это снижает зависимость от внешнего найма и сохраняет знания внутри команды.

В ДАСКОРП мы учитываем уровень специалиста и специфику задач: от настройки серверов до управления кластерами. Такой подход помогает не просто закрывать пробелы, а развивать команды в логике задач бизнеса. А встроенная система подготовки — от инженеров до лидеров — и есть условие устойчивого роста цифровой экономики.