Правительство предложило унифицировать порядок проведения процедур торгов и участия в них заинтересованных лиц

| статьи | печать

Масштабные изменения1 в несколько федеральных законов (ЗК РФ, ГрК РФ, ВК РФ, ЛК РФ, законы о недрах, о приватизации государственного и муниципального имущества и пр.) затронут правила проведения торгов. Основная цель подготовленного правительством законопроекта — введение единого порядка проведения процедур торгов и участия предпринимателей в них, применение электронной формы проведения торгов. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов оценить инициативу.


1 Законопроект № 819547-8.

Комментарий эксперта

Согласно законопроекту новая ст. 17.3 Закона о защите конкуренции будет применяться в случаях, установленных законодательством РФ. Помимо этого, закрепляются общие принципы процедур: открытость, равноправие, справедливость, состязательность, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции. Предполагается, что:

  • проводить торги можно будет в электронной форме через утвержденные Правительством РФ площадки (аналогичные используемым для госзакупок);

  • организатор торгов проверит правильность оформления поданных заявок, примет решение относительно допуска лиц, подавших заявки, к участию в торгах, определит победителя и подпишет протокол о результатах;

  • оператор электронной площадки обеспечит равный доступ участников торгов к процедуре, прием заявок, их регистрацию в электронном журнале учета заявок, возможность внесения изменений в заявки, уведомит участников о принятом организатором решении. Закреплена обязанность операторов площадок возвращать задатки в трехдневный срок при отказе от участия;

  • введен 10-дневный мораторий на заключение договора для возможности обжалования результатов.

Изменения в отдельные федеральные законы сводятся к исключению дублирующих норм о порядке проведения торгов и включению ссылок на новую ст. 17.3 Закона о защите конкуренции.

Предлагаемую реформу можно оценить положительно. Цифровизация процедур, большее вовлечение в процесс операторов электронных торговых площадок, приоритет электронного аукциона над иными формами торгов снизят коррупционные риски и минимизируют возможности для манипуляций, позволят антимонопольным органам эффективнее выявлять картели. Бизнесу будет проще ориентироваться в единых правилах, чем сейчас.

Комментарий эксперта

В законопроекте предлагается внести изменения в ключевые отраслевые законы, чтобы предусмотреть в них электронную форму проведения торгов: ЗК РФ, ГрК РФ, ВК РФ, ЛК РФ, законы о недрах, о приватизации государственного и муниципального имущества, о связи, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, о рекламе (в части заключения договоров на размещение рекламных конструкций на публичном имуществе) и некоторые другие законы.

Исключение — банкротные торги и торги в сфере ГЧП (в том числе концессий). Эти процедуры будут проводиться, как и прежде, в соответствии с отраслевым законодательством.

Также предлагается дополнить Закон о защите конкуренции ст. 17.3, устанавливающей общие требования к организации и проведению торгов, а именно:

  • базовой формой проведения торгов является аукцион (если иное прямо не предусмотрено федеральным законом). По умолчанию все торги проводятся в электронной форме (если иное также прямо не предусмотрено федеральным законом). Установлены процессуальные сроки публикации извещений о проведении торгов, заключения договора с победителем;

  • если победитель отказался от заключения договора, то договор должен быть заключен с участником, занявшим второе место. Однако если торги признаны несостоявшимися по причине подачи единственной заявки, то продавец обязан предложить единственному участнику заключить договор, однако участник вправе отказаться от его заключения;

  • устанавливаются полномочия организатора торгов и оператора электронной площадки.

В целом предлагаемые изменения можно оценить положительно, поскольку они действительно призваны повысить уровень конкуренции при проведении торгов и улучшить прозрачность проводимых процедур. Однако, учитывая масштаб вносимых изменений, эффективность новых механизмов будет зависеть от качества подзаконной нормативной базы и правоприменения.

Если законопроект будет принят, то необходимо очень внимательно отслеживать последующие изменения в нормативной базе, поскольку во многих сферах проведение торгов претерпит существенные изменения, и в переходный период (примерно один год с начала действия закона) мы предвидим большое количество споров, связанных с порядком проведения торгов.

Комментарий эксперта

Сейчас правила проведения отраслевых торгов регулируются значительным количеством нормативных актов, что само по себе существенно усложняет процесс их проведения, поскольку определить подлежащие применению нормы права при организации торгов становится не так уж легко. Более того, в различных отраслях для торгов могут устанавливаться разные процедуры, к примеру, в некоторых сферах процедура проведения торгов в электронной форме вообще не предусматривается. В результате данные торги становятся менее привлекательными для участников рынка.

С учетом изложенного предлагается закрепить единый общий порядок проведения таких торгов. Законопроектом закреплены:

  • принципы проведения торгов (информационной открытости, равноправия, справедливости, состязательности, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции);

  • сроки размещения извещения о проведении торгов (не менее чем за 15 дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в торгах в случае их проведения в форме аукциона и не менее чем за 25 дней — в случае их проведения в форме конкурса);

  • полномочия организатора торгов (размещение извещения, проверка правильности оформления поданных заявок, принятие решения о допуске/отклонении поданных заявок, определение победителя торгов) и оператора электронной площадки (обеспечение приема заявок на участие в торгах, возможности подачи заявок на участие в торгах, внесения изменений в такие заявки, размещения на электронной площадке извещения и др.);

  • порядок проведения торгов и заключения договоров по результатам торговых процедур (не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола о результатах торгов на официальном сайте);

  • случаи, при которых торги признаются несостоявшимися.

Полагаем, что введение единого порядка проведения имущественных торгов носит позитивный характер и будет способствовать упрощению процедуры проведения таких торгов, делая сам процесс более прозрачным. Не менее важно, что все торги будут переведены в цифровую среду, что, в свою очередь, позволит обеспечить равный доступ к участию в торгах вне зависимости от местонахождения потенциального участника.

Тем не менее законопроект только поступил на рассмотрение в Госдуму, и вполне вероятно, что будет подвергнут изменениям, а вот насколько значительными они окажутся, покажет время.

Комментарий эксперта

Сегодня процедуры торгов регламентируются примерно пятью десятками нормативных актов, и унификация процессов (особенно когда нет объективной отраслевой специфики торгов), конечно, не помешает. Тем более что вступ­ление законопроекта в нормативную силу предполагается с 1 сентября, чтобы организаторы и участники торгов, иные субъекты конкурентных процедур смогли адаптироваться. В свою очередь, торги, которые будут начаты до этой даты, можно будет завершить по «старым» правилам.

Включение в Закон о конкуренции новой ст. 17.3 позволит выделить общие требования к организации и проведению торгов и подчинение таким требованиям предусмотренных различными законами «торгов на право заключения договоров и (или) на право осуществления определенного вида деятельности».

Представляется, что во избежание проведения «латентных» торгов и неоправданно коротких уведомлений о торгах (все это влечет ограничение конкуренции, снижение доходов бюджетов) законопроект предлагает публиковать извещения на официальном, определенном правительством сайте: не менее чем за 15 календарных дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционах и не менее чем за 25 календарных дней — в случае с конкурсами.

Также закрепляется заключение договора по итогам торгов не ранее чем через десять дней со дня размещения протокола торгов на официальном сайте. Это важно, учитывая, что именно этот срок дается на оспаривание результата торгов в антимонопольный орган. На практике «ускоренное» заключение договора (до истечения 10 дней) мешает оперативно устранить нарушения антимонопольными средствами, требует обращения пострадавших лиц в суд и в итоге нередко делает защиту такими лицами своих прав длительной и не всегда эффективной.

Наконец, обязанность организатора торгов в случае уклонения их победителя от заключения договора подписать такой договор с тем участником, который предложил лучшие (не считая победителя) условия, позволит прямо защитить интересы такого «второго» участника.

Комментарий эксперта

Законопроект предполагает проведение торгов исключительно в электронной форме. Это особенно актуально для компаний, которые ведут свою деятельность в нескольких регионах России, поскольку фактически электронная форма предоставит им возможность участвовать в торгах независимо от местонахождения компании. Также немаловажным является и то, что единая цифровая среда облегчит доступ к получению информации для государственных ведомств, что обеспечит более эффективный контроль за проведением торгов.

Сейчас не все торги проводятся в электронной форме, именно отсутствие унифицированных процедур стало одной из причин подготовки данного законопроекта. Отраслевые нормативные акты предусматривают различное регулирование, а многие из них вовсе не предполагают проведение торгов в электронной форме, что также усложняет участие в торгах.

Важно отметить, что законопроект не предусматривает внесение изменений в специфику той или иной отрасли, напротив, создает основу из базовых и гибких принципов без изменения отраслевых особенностей.

Таким образом, разработка антимонопольной службой настоящего законопроекта является закономерным и логичным шагом на пути к цифровизации процессов и внедрению новых технологий, способствующих как созданию более открытого процесса проведения торгов, так и увеличению выгоды для государства в виде роста доходов за счет высокой конкуренции.