Могут ли путевые листы быть подтверждением сверхурочной работы водителя?

| статьи | печать

Третий кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 20.03.2024 по делу № 8Г-3520/2024 (88-5480/2024) признал, что водитель трудился сверхурочно, приняв в качестве доказательства представленные им путевые листы. Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна

Суть дела

Работник был принят в компанию водителем. С ним заключили срочный трудовой до­гово­р. По его условиям работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю, режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка для работников.

Согласно действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя, продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями (суббота, воскресенье); время начала рабочего дня — 9 час. 00 мин., перерыв для отдыха и питания с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., окончание работы в 18 час. 00 мин.

До истечения срока трудового до­гово­ра работник уволился из компании по собственному желанию. После увольнения он обратился в суд с иском о взыскании с работодателя задолженности по заработной плате за выполнение сверхурочной работы и работы в выходные дни. В подтверждение сверхурочной работы он представил путевые листы.

Решение судов

Суды трех инстанций требования работника удовлетворили. Они указали, что представленные работником путевые листы содержат подписи уполномоченных лиц, а также обязательные реквизиты и информацию в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Руководствуясь ст. 15, 16, 21, 22, 56, 99, 129, 132, 135, 152 и 153 ТК РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для сотрудников компании, суды пришли к выводу о доказанности осуществ­ления работником работы сверхурочно и в выходные дни первичными бухгалтерскими до­кумен­тами — путевыми листами, сведения в которых согласуются с условиями трудового до­гово­ра о выполнении работы в должности водителя, допущенного до управления транспортным средством с ­прохождением необходимых проверок перед ­началом ­работы.

Как складывается судебная практика

Отметим, что единого мнения о том, являются ли путевые листы доказательством выполнения работником сверхурочной работы, у судов нет.

Так, например, в Определении от 19.02.2020 по делу № 8Г-1131/2020 (88-3031/2020) Третий кассационный суд общей юрисдикции указал, что путевые листы доказательствами привлечения работника в установленном Трудовым кодексом порядке к сверхурочной работе не являются, поскольку обязанность работодателя по учету рабочего времени не равнозначна обязанности по оформлению путевых листов. Путевой лист является до­кумен­том для учета и контроля работы транспортного средства (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), следовательно, путевой лист не является до­кумен­том, подтверждающим продолжительность рабочего времени.

А вот Пятый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 10.08.2023 по делу № 8Г-5961/2023 (88-6958/2023) не согласился с позицией судов первой и апелляционной инстанций о том, что путевые листы не подтверждают факта выполнения сверхурочной работы, не являются до­кумен­том по учету рабочего времени, а отражают лишь контроль работы транспортного средства.