Сфера услуг. Весьма успешный год ушел

| статьи | печать

Такой вывод делают ученые Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), проанализировав результаты ежеквартальных опросов руководителей сервисных организаций, проводимых Росстатом. Ожидания от I квартала 2024 г. тоже относительно благоприятны.

Аналитики ЦКИ констатируют, что деловой климат в сфере услуг за весь 2023 г. стал самым благоприятным с 2014 г. Среднее значение Индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) по итогам прошлого года составило –2%, что на 4 п.п. выше 2022 г. Авторы анализа отмечают, что впервые за всю историю наблюдения за предпринимательскими настроениями в сфере услуг (с 2012 г.), несмотря на заметную сезонную просадку, отдельные отраслеобразующие виды деятельности показали лучший результат с точки зрения изменения уровня деловой активности относительно долгосрочного тренда. Прежде всего к таким организациям исследователи отнесли гостиничный бизнес, отдых, туризм.

В IV квартале 2023 г. ИПУ в наблюдаемой сфере услуг составил –4%, снизившись по сравнению с III кварталом на 5 п.п. Однако подобную динамику ИПУ эксперты ЦКИ и ожидали — ретроспективный анализ итоговых значений ИПУ соответствующего периода за все годы наблюдений всегда показывал худший результат.

«Учитывая повышенную сезонность в сфере персональных услуг населению, полученный в IV квартале 2023 г. результат ИПУ (–4%) можно с уверенностью квалифицировать как достаточно благоприятный.

Более того, данное значение ИПУ является лучшим для четвертых кварталов всех предыдущих лет начиная с 2015 г.», — сообщают ученые ЦКИ.

Все три компоненты, входящие в состав композитного ИПУ, в IV квартале характеризовались разной степенью интенсивности сниженных тенденций. Наиболее существенное изменение по сравнению с III кварталом было выявлено по показателю «экономическая ситуация в организации», где баланс мнений респондентов, констатирующих об улучшении экономической ситуации и ее ухудшении в IV квартале по сравнению с предыдущим, составил –6%. Одновременно авторы анализа обращают внимание, что баланс соответствующих мнений участников опроса по показателю текущего спроса на услуги в целом хотя и показал результат –3%, но впервые за последние восемь лет вышел в рассматриваемом квартале из двузначных отрицательных значений. Так, в IV квартале 2022 г. оценка фактического спроса составила –10%, а в IV квартале ковидного 2020 г. данный показатель был зафиксирован на отметке –21%.

Показатель «объем оказываемых услуг» хотя и составил по итогам IV квартала –3%, перейдя по сравнению с III кварталом из положительной зоны в отрицательную (за счет сезонной составляющей), достиг лучшего результата для всех четвертых кварталов с 2015 г., констатируют аналитики ЦКИ.

Также они указывают, что традиционно для последних лет именно в IV квартале выявляется преобладание доли респондентов, сообщающих о снижении прибыли своих организаций по сравнению с III кварталом, над долей тех, кто констатировал ее рост. В конце 2023 г. баланс мнений респондентов по данному показателю в целом по наблюдаемым видам деятельности сферы услуг составил –6%.

Прогнозные ожидания респондентов на I квартал 2024 г. практически по всем операционным показателям, характеризующим деловую активность организаций сферы услуг, по оценке авторов анализа, выглядят относительно благоприятными. По их мнению, есть все основания надеяться, что по итогам I квартала 2024 г. Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг перейдет из отрицательной зоны IV квартала 2023 г. (–4%) в нейтральную, поднявшись до отметки 0 — +1%.

«При этом следует иметь в виду, что первые кварталы любого года, как и четвертые, для сферы услуг сезонно являются далеко не самыми активными периодами для наращивания финансово-хозяйственной деятельности из-за сезонной пассивности конечных потребителей продукции сферы услуг — населения», — заключают ученые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.