Полицию отвадят штрафовать бизнес

| статьи | печать
Полицию отвадят штрафовать бизнес

Президент России Владимир Путин потребовал запретить сотрудникам полиции штрафовать бизнес за нарушение обязательных требований, оценку соблюдения которых осуществляют надзорные органы. Соответствующий законопроект должны разработать правительство, МВД и Генпрокуратура до 1 октября. Предприниматели жалуются, что в то время как общее число проверок в стране снижается, внимание со стороны правоохранителей к их деятельности, напротив, усиливается.

Глава государства обратил внимание во время выступления на пленарном заседании ПМЭФ-2023 на то, что давление на бизнес со стороны правоохранителей стало весомее. «Предприниматели говорят, что теперь вместо контроля надзорных органов стали приходить правоохранители, причем зачастую и нарушений-то никаких нет, а они тут как тут — уже приходят, что-то там ковыряют», — сообщил он.

В Кремле считают, что проверки там, где они остаются, должны проводиться только профильными ведомствами. «Происходит подмена понятий. Говорим: проверок не будет — а на практике оказывается, что будет, только называется по-другому и другие люди приходят», — отметил В. Путин. По мнению президента, это подрывает доверие бизнеса к реформе контрольно-надзорной сферы и сказывается на работе бизнеса.

В перечне поручений от 16 августа говорится, что нужно обеспечить переход от проведения всех видов контрольных (надзорных) мероприятий и проверок в отношении предпринимателей, деятельность которых не относится к высокой или чрезвычайно высокой категории риска причинения вреда, к профилактическим мероприятиям. Ответственным назначен премьер-министр Михаил Мишустин, срок исполнения — 15 января 2024 г.

Вместе с тем правительство совместно с Генпрокуратурой и МВД должно обеспечить внесение в законодательство изменений, исключающих возможность привлечения предпринимателей к административной ответственности полицейскими за нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется контрольными (надзорными) органами. Срок исполнения — 1 октября 2023 г.

Комментируя это поручение, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов отметил, что это одна из тех инициатив, которые способны оказать влияние на бизнес прямо здесь и сейчас, без отложенного эффекта. «В последние годы благодаря административной реформе давление контрольно-надзорных органов на бизнес резко снизилось. Число проверок сократилось очень значительно. И никаких проблем с точки зрения ухудшения окружающей среды, рисков отравления людей или чего-то еще не возникло», — сказал бизнес-омбудсмен.

По его словам, статистика показывает, что уменьшение административного регулирования не привело к ухудшению ситуации. Но если контрольно-надзорные органы благодаря новому закону о госконтроле поставлены в жесткие рамки (все их мероприятия на виду, все посчитаны, большая часть должна согласовываться с прокуратурой заранее), то полиция в плане нарушений КоАП (действительных или мнимых) до сих пор имеет гораздо большую свободу влияния на работу бизнеса. «Но теперь полицейским уже не удастся ходить по киоскам, „стреляя сигареты“. Если нет признаков уголовного преступления, вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий им будет запрещено. И это правильно», — заключил Б. Титов.

По данным кабмина, в прошлом году количество проверок по всей стране сократилось почти в пять раз по сравнению с 2019 г., когда стартовала реформа контроля и надзора. По итогам прошлого года было проведено 339 тыс. проверок, что является минимальным показателем за все время реформы. При этом предпринимателей такие проверки коснулись в меньшей степени. В прошлом году только одна из трех проверок проходила в отношении бизнеса.

Также в 2022 г. в рамках мер поддержки экономики был введен мораторий на проведение проверок. В результате было отменено 240 тыс. контрольных мероприятий, а экономия бизнеса составила около 80 млрд руб. По решению президента мораторий на проверки продлен на 2023 г.

Главным изменением в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности стало обязательное применение риск-ориентированного подхода к проведению проверок. Он предполагает, что контрольное мероприятие допустимо только в том случае, когда существует риск нарушения законодательства.

При проведении внеплановых проверок контролеры используют индикаторы риска нарушения обязательных требований. Это набор признаков того, что есть высокая вероятность нарушения обязательного требования. Вместе с тем сам по себе индикатор риска не является нарушением, а только указывает на возможность его существования.

Идея в том, чтобы создать систему с публичными критериями, чтобы каждый предприниматель понимал, почему на него могут выйти с проверкой. В настоящее время федеральные органы исполнительной власти дорабатывают такие индикаторы риска для своих видов контроля. До конца года запланирован запуск 190 новых индикаторов.

С тем, что снижение административного давления на бизнес не привело к негативным последствиям, согласны не все. Так, Федерация независимых профсоюзов России заявляет, что без надлежащего госнадзора за соблюдением безопасных условий труда фиксируется увеличение числа обращений работников. Несмотря на то что в трудовом законодательстве закреплены нормы по охране труда, отсутствие строгого контроля делает эти требования неэффективными. Понимая свою безнаказанность, некоторые работодатели не обеспечивают достойные условия труда, отмечают в организации.

Представители профсоюзов говорят о том, что введение риск-ориентированного подхода к государственному контролю в области охраны труда позволило организациям малого и среднего бизнеса практически полностью выйти из-под надзора Роструда. В результате, по мнению экспертов, ухудшаются условия труда, здоровья и безопасности на производстве.

Власти считают, что уменьшение количества проверок не привело к снижению уровня контроля. С целью предотвращения нарушений обязательных требований надзорные органы начали более активно использовать инструмент профилактических визитов. Его главное отличие от проверки заключается в том, что по результатам визита не применяются штрафы или санкции.

В 2022 г. количество таких визитов составило 560 тыс., превысив количество проверок в 1,6 раза. В текущем году тенденция по снижению числа контрольных мероприятий в пользу профилактики сохраняется.