В среднесрочной перспективе отрасль зависит от реализации проектов транспортной инфраструктуры

| статьи | печать

Такой ожидаемый вывод делают специалисты Банка России в очередном докладе о региональной экономике. Они констатируют, что к лету 2023 г. значительные темпы роста показал морской транспорт, также увеличились объемы автомобильных перевозок, а железнодорожным транспортом они постепенно восстанавливались. Воздушные грузоперевозки немного выросли, но по-прежнему оставались на низком уровне.

В марте — мае 2023 г. объем грузовых перевозок, по оценкам аналитиков Банка России, с исключением сезонности (далее — SA) вернулся к уровню IV квартала 2021 г.

Морские перевозки

Эксперты регулятора отмечают, что в начале 2022 г. около 40% контейнерного парка принадлежало ушедшим мировым контейнерным линиям и в зоне риска оказалось порядка 50% контейнерного импорта и 60% экспорта. Сильнее всего негативные тенденции затронули северо-западное направление. Некоторые зарубежные логистические компании отказались работать с товарами из России или предназначенными для российского рынка. Все это привело к необходимости перенаправления торговых потоков и перестраивания транспортных маршрутов. В результате представители отрасли начали расширять географию работы контейнерных сервисов, развивать мультимодальные перевозки, а также увеличивать флот и контейнерный парк. На российский рынок стали приходить небольшие азиатские перевозчики.

Во второй половине 2022 г. основные торговые потоки пошли через южные и дальневосточные порты. Но переориентация грузопотоков привела к образованию заторов в этих портах из-за нехватки мощностей контейнерных терминалов, пограничных переходов и складов временного хранения, а также пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Так, в ноябре 2022 — январе 2023 г. срок ожидания судов в дальневосточных портах превышал стандартное время примерно в шесть раз, а загрузка портов выросла до 125%.

Грузооборот морских портов России в марте — мае 2023 г. превысил на 10,6% уровень IV квартала 2021 г. (SA). В апреле — мае 2023 г. объемы обработки грузов росли (+2,9% к I кварталу 2023 г., SA).

С февраля 2022 г. до середины июня 2023 г. количество работающих внешнеторговых контейнерных линий выросло с 16 до 29. На Дальнем Востоке обрабатывается больше половины всего контейнерного потока (прирост год к году — 34%). Проблемы с затоваренностью дальневосточных портов и сроками ожидания разгрузки преимущественно решены за счет ввода дополнительных схем отправки. Порт Новороссийск остается лидером по числу обработанных грузов. Постепенно восстанавливается грузопоток в портах Балтийского бассейна. При этом эксперты ЦБ отмечают, что логистика через них летом 2023 г. стала дешевле из-за перегруженности дальневосточного и южного направлений. В мае 2023 г. объемы перевалки контейнеров в регионе впервые превысили показатели 2022 г. Представители отрасли ожидают, что в 2024 г. терминалы Балтийского бассейна полностью восстановят объемы потерянного в 2022 г. контейнеропотока (в 2023 г. — около ­50—60%).

Тарифы на морские перевозки со странами Азии к середине июня 2023 г. снизились на 30—35% по сравнению с началом года в связи с появлением большого количества новых сервисов в направлении Северо-Запада и Дальнего Востока. Однако они все еще оставались выше допандемийных значений. По оценкам представителей отрасли, снижение цен в ближайшие несколько месяцев закончится, так как рост очередей на пограничных переходах, а также в портах будет влиять на дальнейшее перераспределение грузовых потоков.

Автомобильные перевозки

В 2022 г. из-за ограничений на проезд российских грузовиков по территории ЕС и переориентации торговых потоков на Юг и Восток удлинились маршруты доставки. В условиях нехватки портовых и железнодорожных мощностей увеличился спрос на автоперевозки. Пропускная способность отдельных автомобильных пунктов пропуска за год выросла в несколько раз. Представители отрасли запускали новые и развивали действующие маршруты поставок, а также включали автомобильную доставку в мультимодальные сервисы. В результате объем перевозок по отдельным направлениям на Юг и Восток за последние 12 месяцев вырос от 1,5 до трех раз. При этом на Северо-Западе объем международных грузоперевозок сократился на 80%. В марте — мае 2023 г. объем автомобильных грузовых перевозок на 1,8% превысил уровень IV квартала 2021 г. При этом грузооборот вырос на 8% (SA), что говорит аналитикам ЦБ об удлинении среднего плеча перевозки.

Они констатируют, что тарифы на автоперевозки в январе — мае 2023 г. выросли на 10,6% год к году, и полагают, что негативное влияние на увеличение их стоимости до конца 2023 г. могут оказать рост затрат на страховые полисы и вступление в силу в конце июня 2023 г. запрета на ввоз прицепов из РФ в ЕС.

Железнодорожные перевозки

Эксперты ЦБ отмечают, что по итогам 2-го полугодия 2022 г. объем перевозок в восточном направлении впервые стал больше, чем в западном. Железнодорожная инфраструктура не справлялась с возросшими объемами поставок грузов в дальневосточные и южные порты и через пограничные переходы в страны Азии. Сроки доставки грузов по железной дороге выросли в несколько раз. Сформировалась значительная нехватка провозной мощности Восточного полигона. Частично ускорить грузопоток с конца 2022 г. удалось за счет введения альтернативных схем перевозок. Благодаря обновлению локомотивного парка начали использоваться тяжеловесные поезда, применяться технологии соединенных поездов и «виртуальной сцепки». В результате объем контейнерных перевозок в 2022 г. достиг рекордного уровня. Объем внутрироссийских поставок в два раза превысил импортные. Однако за счет сокращения международных перевозок (–11% год к году) объем перевозимых грузов по железной дороге в 2022 г. снизился на 4%. Объем железнодорожных перевозок с недружественными странами сократился на 40%, а с дружественными — вырос на 23%, что отразилось на динамике погрузки отдельных участков дороги. Так, на Дальнем Востоке погрузка выросла год к году на 6,7%, а на Калининградском участке — сократилась на 15,2%. Рост тарифов на перевозку грузов по железной дороге замедляется: в 2022 г. они были проиндексированы дважды (с 01.01 на 7,7%, с 01.06 на 11%), в январе 2023 г. — всего на 8%. Следующая индексация запланирована на январь 2024 г.

В 2023 г. для увеличения грузопотока продолжается модернизация железнодорожной инфраструктуры, в частности Восточного полигона, расширение подвижного состава. Ожидается, что по итогам 2023 г. объем инвестиций в отрасль вырастет на четверть и достигнет рекордного уровня. Для обеспечения возросшего спроса появляются новые маршруты через менее популярные пограничные переходы за счет использования других видов транспорта. Растет уровень контейнеризации грузов. Увеличиваются транзитные перевозки из стран Юго-Восточной Азии морем с дальнейшей отправкой по железной дороге в регионы России. На Юге России развивают международный транспортный коридор «Север — Юг». Объем железнодорожных перевозок по нему за январь — май 2023 г. вырос более чем в 1,5 раза. В мае подписано соглашение о достройке участка в одной из стран Ближнего Востока с привлечением российских инвестиций. Это позволит увеличить грузопоток по западному участку коридора в три раза, отмечают авторы анализа.

Погрузка на железнодорожной сети во II квартале 2023 г. выросла на 0,6% к предыдущему кварталу (SA), но ее уровень остался на 1,8% ниже, чем в IV квартале 2021 г. (SA). Лидерами по приросту погрузки за 1-е полугодие 2023 г. стали Забайкальская (+26% год к году), Дальневосточная (+8,8%) и Приволжская (+6,7%) железные дороги. Объемы перевозок на Западно-Сибирской железной дороге практически восстановились за счет освоения новых направлений экспортных поставок (–1%).

Воздушные перевозки

Аналитики регулятора констатируют, что из-за потери мировых рынков некоторые грузоперевозчики приостановили деятельность. В связи с тем, что бòльшая часть грузопотока (около 70%) приходилась на международные маршруты, в 2022 г. общий объем перевозок снизился на 59%.

В январе — мае 2023 г. международные перевозки почти не изменились, в то время как внутренние выросли за счет открытия новых направлений и увеличения количества рейсов на уже имеющихся. По оценкам участников рынка, на перспективы российской грузовой авиации влияет наличие в парках авиакомпаний грузовых судов, принимаемых к обслуживанию за рубежом. Грузоперевозчики переходят на отечественные, в том числе восстановленные, суда. Так, крупная грузовая авиакомпания, приостановившая полеты весной 2022 г., может в этом году возобновить работу на восстановленном российском самолете. В то же время возможности расширения флота за счет новых отечественных судов в ближайшее время ограничены, отмечают аналитики.

Планы

«В среднесрочном периоде на показатели отрасли будет влиять успех реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Так, на Дальнем Востоке планируется увеличить текущие портовые мощности на треть к 2025 г. Стратегическое значение в ближайшие годы — у развития МТК „Север — Юг“, БАМа и Транссиба, мощностей портов Дальнего Востока и Юга, а также Северного морского пути. Ожидается, что рост грузоперевозок будет сопровождаться увеличением мультимодальных сервисов и контейнеризации», — заключают эксперты Банка России.

 

Тарифы на грузоперевозки в 2023 г.*, % год к году

Транспорт

Значение

Все виды

23,5

Железнодорожный

22,6

Автомобильный

2,5

Морской

19,3

Источник: Банк России по данным ЕМИСС

 

Перевозка грузов по видам транспорта*, % к IV кварталу 2021 г., 3MMA SA

Транспорт

Значение

Все виды

0,1

Железнодорожный

–1,5

Автомобильный

1,8

Морской

66,3

Воздушный

–61,3

Источники: Росстат, расчеты Банка России

* На какую дату актуальны значения, в инфографике ЦБ не указано, возможно — на конец мая 2023 г. (прим. ред.).