Как считать двухмесячный срок предупреждения о сокращении

| статьи | печать

Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 14.03.2023 № 88-6953/2023 подробно разъяснил, не ранее какого дня может быть уволен работник, получивший уведомление о его предстоящем сокращении.

Суть дела

Работник трудился в компании в должности заместителя генерального директора по корпоративным вопросам.

Приказом генерального директора от 27 августа 2021 г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий было принято решение об исключении из организационно-штатной структуры с 1 ноября 2021 г. должностей заместителя генерального директора по корпоративным вопросам и начальника отдела кадров.

Работнику поступило 31 августа 2021 г. уведомление о сокращении штата работников и предстоящем расторжении с ним трудового договора. Ему были предложены вакантные должности менеджера, оператора котельной — бригадира, оператора котельной, от занятия которых он отказался.

На основании приказа от 29 октября 2021 г. работник был уволен 31 октября 2021 г. по п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя).

Работник посчитал увольнение незаконным, поскольку оно было произведено до истечения установленного законом двухмесячного срока. Он обратился в суд с требованием о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Решение судов

Суды трех инстанций заявленные работником требования удовлетворили, исходя из следующего.

Согласно ст. 14 ТК РФ течение сроков, с которыми Трудовой кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников должно быть осуществлено не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).

В рассматриваемой ситуации, поскольку работник был предупрежден о предстоящем увольнении 31 августа 2021 г., двухмесячный срок предупреждения начинает исчисляться со следующего дня, то есть с 1 сентября 2021 г. Он истекает в соответствующее число последнего месяца, то есть 1 ноября 2021 г., в связи с чем работник подлежал увольнению 2 ноября 2021 г. Однако увольнение состоялось 31 октября 2021 г., то есть до истечения установленного законом двухмесячного срока предупреждения о предстоящем увольнении. Апелляционный суд при этом также отметил, что согласно приказу об утверждении нового штатного расписания новая структура компании и новое штатное расписание, в которых отсутствовала единица по должности, которую занимал работник, вступали в действие только 1 ноября 2021 г. В связи с этим оснований для расторжения трудового договора с работником 31 октября 2021 г. у компании не имелось.

Как складывается судебная практика

Большинство судов рассчитывают двухмесячный срок таким же образом, как и суды в комментируемом деле. Так, Шестой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 18.11.2021 по делу № 88-22879/2021 признал незаконным увольнение, поскольку работника уведомили о сокращении 30 января, а уволили 30 марта. К аналогичному выводу пришел и Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 09.03.2022 № 88-4009/2022, когда работника уведомили о сокращении 1 февраля, а уволили 1 апреля.

Но встречаются решения и с иным подходом. Пример — Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2021 по делу № 88-26916/2021. Суд признал законным увольнение работницы 22 марта, которая получила уведомление о сокращении 22 января. Он отклонил доводы работницы о том, что с момента уведомления об увольнении до вынесения приказа об увольнении прошло менее двух месяцев. Суд указал, что 22 марта являлось для работницы последним днем работы и днем истечения двухмесячного срока с учетом уведомления о предстоящем увольнении от 22 января.