Не наступить на те же грабли. Российскому ТЭК нужно диверсифицировать производство и рынки сбыта

| статьи | печать
Не наступить на те же грабли. Российскому ТЭК нужно диверсифицировать производство и рынки сбыта

Отечественный ТЭК сумел достойно встретить шквал западных санкций. Тем не менее в нынешнем году возможно сокращение экспорта нефти и особенно газа. Вывести отрасль на траекторию устойчивого роста могут поставки в дружественные страны — не только в Китай, Индию, но и в другие государства Азии и Африки. Очень важно развивать внутренний рынок: газифицировать восточные регионы, развивать нефтехимию, расширять использование газомоторного топлива.

В прошлом году российские нефтяники и газовщики столкнулись с беспрецедентными внешними ограничениями, отмечали участники Национального нефтегазового форума. Западные страны начали отказываться от поставок наших энергоносителей, выходить из российских проектов, запрещать экспорт в Россию оборудования и технологий, поставили ряд иных барьеров.

Однако отечественный энергетический сектор, по словам вице-премьера Александра Новака, достойно справляется с введенными санкциями и обеспечивает стабильную работу. Причем по итогам 2022 г. по ряду направлений наблюдался заметный рост.

Добыча нефти в ушедшем году составила 535,2 млн т, что на 2% больше, чем в 2021 г. Поставки черного золота за рубеж увеличились на 7,6% (до 242 млн т). Переработка жидких углеводородов равнялась 272 млн т, что на 3% ниже показателя предшествовавшего года. При этом в результате модернизации НПЗ выпуск автомобильного бензина и дизельного топлива вырос на 4,4% (до 42,6 млн т) и 6% (до 85 млн т) соответственно. Глубина переработки нефти равнялась 83,9% (+0,5 п.п. к 2021 г.).

Планомерно ведется разработка ресурсной базы. В 2022 г. было открыто 38 месторождений углеводородного сырья с суммарными извлекаемыми запасами нефти 96,4 млн т. В течение года продолжилось совершенствование фискальной системы для поддержки разработки этих категорий нефти.

Более трудная ситуация сложилась в газовой отрасли. Добыча голубого топлива в 2022 г. составила 673,8 млрд куб. м. При этом экспорт снизился на 25,1% (до 184,4 млрд куб. м).

Ухудшение показателей работы было вызвано объективными причинами — отказом европейских государств от поставок российского газа, а также диверсиями на трубопроводах.

Вместе с тем в течение прошлого года активно увеличивались поставки газа в Китай, причем были обновлены рекорды суточной транспортировки по трубопроводу «Сила Сибири». В результате доставка в КНР увеличилась на 48% и вышла на исторический максимум — 15,4 млрд куб. м.

Для переориентации поставок российской нефти и нефтепродуктов в дружественные страны в 2022 г., по словам г-на Новака, был реализован проект увеличения транспортировки в направлении порта Козьмино. В результате был обеспечен рост транспортировки в страны АТР до 42 млн т нефти в год.

В текущем году в дружественные страны планируется направить более 80% экспорта нефти и 75% нефтепродуктов, обещает глава Минэнерго.

Тем не менее нынешний год, по прогнозам экспертов, будет сложным для российского ТЭК. В частности, экспорт природного газа может сократиться почти вдвое — со 100 млрд куб. м до 50 млрд куб. м из-за отказа Европы приобретать отечественное голубое топливо по трубопроводам.

При выработке новой стратегии развития ТЭК необходимо учитывать прошлые ошибки, в том числе недостаточную диверсификацию.

Нужно сказать огромное спасибо Китаю и Индии, которые в жестких условиях внешних ограничений наращивают покупки российских энергоносителей. Одновременно нельзя забывать другие перспективные направления экспорта отечественных углеводородов.

Большой рыночный потенциал есть в странах Африки. ВВП Черного континента, согласно прогнозу ООН, вырастет к 2050 г. почти втрое (до 7,1 трлн долл.), что предполагает экономический рост в два раза более быстрый, чем средние мировые показатели. А население увеличится до 1,1 млрд человек, которые, учитывая скромный текущий уровень жизни, могут превратиться в серьезных потребителей энергоресурсов.

Недостаточно внимания в прошлые годы уделялось производству сжиженного природного газа (СПГ). Так, в 2010 г. отечественные компании, по оценке председателя Союза нефтегазопромышленников Юрия Шафранника, производили примерно 10 млн т СПГ в год, а американцы — всего 1,5 млн т. За прошедшее время США превысили уровень 100 млн т в год, а российские предприятия — лишь 30 млн т.

Еще одним «тонким» местом ТЭК, по мнению Ю. Шафранника, является невысокий уровень развития переработки. Хотя за последнее время сделано было немало. В качестве примера глава отраслевого союза приводит компанию «Татнефть». Она десятилетиями упорно делала то, что многие считали невыгодным. «Татнефть» постоянно вкладывала инвестиции в химическое производство — выпуск шин и другой продукции. В результате сегодня компания практически не зависит от западных санкций, а основной заработок получает на переделе.

Отрасль активно работает над ключевыми проектами в нефтегазохимии, считает А. Новак. В прошлом году Минэнерго заключило инвестиционные соглашения о создании новых мощностей с двумя компаниями — ООО «КИК» и ПАО «Уфаоргсинтез» ПАО «НК „Роснефть“». В 2021 г. были заключены три аналогичных соглашения с ООО «ЗапСибНефтехим», ПАО «Нижнекамскнефтехим» и ПАО «Казаньоргсинтез» СИБУР Холдинга. В период до 2027 г. это позволит дополнительно инвестировать в нефтегазохимию более 600 млрд руб.

Однако, по оценке Ю. Шафранника, в области нефте- и газопереработки мы смогли достичь лишь 15% от тех результатов, которые могли получить в последние десять-пятнадцать лет.

Для поддержания уровней добычи газа, устойчивой работы газовой отрасли, по мнению председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, ключевую роль играет внутренний рынок. Пока планы по развитию индустрии СПГ для нужд транспорта и газификации регионов имеют недостаточно ясный и структурированный характер.

«Необходимо четко, буквально по годам, начиная уже с 2024 г. прописать объемы увеличения потребления природного газа внутри страны и механизмы достижения этих показателей, включая меры гос­поддержки, — уверен депутат. — Только так мы сможем обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие регионов страны за счет их газификации и устойчивое развитие самой газовой отрасли в любых внешних условиях».