«Русская долюшка женская». Голос женского бизнеса звучит в России уверенно

| статьи | печать
«Русская долюшка женская». Голос женского бизнеса звучит в России уверенно

Грустные стихи Николая Некрасова, вынесенные в заголовок, в современной России звучат по-новому — бодро и оптимистично. Доля женщин в рядах предпринимателей, по оценке главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, превысила сегодня 40%. Особенно отрадно, что меняется отношение общества к россиянкам, решившим заняться бизнесом. По оценкам НАФИ, 94% женщин полностью поддерживают их выбор, а среди мужчин позитивно воспринимает предпринимательниц почти половина (46%).

В новой реальности, в которой сейчас живет страна, для женского бизнеса, по словам г-жи Матвиенко, открываются широкие возможности и перспективы. За прошлый год количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 140 тыс. и достигло 6 млн. При этом доля женщин среди бизнесменов составляет более 40%. А среди индивидуальных предпринимателей, выпускающих одежду и текстильную продукцию, прекрасная половина откровенно доминирует (более двух третей). Порядка половины занятых в креативных индустриях тоже представляют лучшую часть человечества.

«Внешние ограничения и уход зарубежных компаний, конечно, создали сложности, но и открыли интересные возможности, которыми уже воспользовались наши деловые женщины, — отметила В. Матвиенко. — Исследования показывают, что женщины готовы не просто создавать бизнес, но и заниматься новыми направлениями: импортозамещением, высокотехнологичными проектами».

Выводы спикера Совета Федерации подтверждают данные интернет-платформы Wildberries. Доля женщин в сегменте онлайн-торговли превышает показатели мужской половины общества. В прошлом году она увеличилась с 53% до 56. Около половины предпринимательниц (40%) продают на платформе одежду, обувь и аксессуары, 21% — товары для дома и ремонта, 10% — детские изделия.

Весьма оптимистично, по информации Wildberries, женский бизнес смотрит в будущее. 95% предпринимательниц сообщили, что позитивно оценивают свои перспективы. Около половины из них (46%) намерены расширить собственное производство или объемы закупок, 35% — собираются начать продажи новой категории товаров или запустить свои бренды, 8% — планируют освоить дополнительные каналы продаж.

Голос женского бизнеса звучит в нашей стране уверенно, считает глава комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» Надия Черкасова. Это показывает динамика Индекса предпринимательской активности женщин (Women Business Index, WBI), который рассчитывается вместе с аналитическим центром НАФИ. «С 2015 г. мы провели десять исследований, и за это время WBI вырос с 55,9% в 2015 г. до 73,6% в нынешнем году, что стало рекордным значением индикатора», — подчеркнула г-жа Черкасова. Подавляющее большинство женщин (94%), не занимающихся бизнесом, положительно относится к предпринимательницам. При этом доля тех, кто заметил, что общественное мнение по отношению к ним улучшилось, выросла на 13 п.п. (с 41% в прошлом году до 54% в 2023 г.).

В два раза больше предпринимательниц говорят, что отношение к их профессиональной деятельности стало лучше со стороны членов семьи, друзей или коллег. В предыдущем году об этом заявляли 23% женщин, ведущих бизнес, в 2023 г. — уже 46%.

Заметно выросла в 2023 г. доля тех представительниц прекрасного пола, кто считает, что возможностей для открытия и ведения бизнеса стало больше. В среде предпринимательниц почти в два раза чаще стали говорить, что условия для старта своего дела в их регионе стали лучше (38% против 20% летом 2022 г. на пике социально-экономических трудностей в стране). Женщины, не связанные с бизнесом, также чаще заявляют об этом (29%, или на 13 п.п. больше, чем в прошедшем году).

Помимо улучшения общего делового климата и культуры женского предпринимательства в России, женщины, занимающиеся бизнесом, говорят о восстановлении устойчивости своих компаний после экономического «шторма» середины прошлого года.

Во-первых, предпринимательницы отмечают изменения в оборотах компаний: 45% их увеличили (в ходе прошлого исследования об этом заявляли только 22%), а сократили — в 12% предприятий (в два раза меньше, чем в прошлом году).

Во-вторых, за последние полгода в три раза больше женщин, создавших свое дело, увеличили штаты своих компаний (36% против 12% ранее в 2022 г.).

Позитивный тренд наблюдается в планах расширения женщинами своего бизнеса за счет собственной прибыли. Сегодня такие планы имеет каждая третья предпринимательница (33% против 29% в предыдущем году).

Среди самых сильных мотивов для открытия женщинами своего дела, по данным последней волны WBI, можно выделить желание улучшить материальное положение (65%), возможность реализовать свои идеи (58%) и независимость в принятии решений (52%).

Отсутствие стартового капитала (64%), неуверенность в собственных силах (54%) и нехватка знаний (54%) — вот ключевые барьеры, мешающие сегодня женщинам начать собственный бизнес.

Большинство женщин-предпринимательниц (64%), по оценке НАФИ, положительно оценивают изменения своих профессиональных навыков за последние полгода (для работающих по найму этот показатель ниже — 47%). Причем 68% опрошенных полагают, что их профессионализм будет развиваться и в ближайшие полгода.

Однако любая представительница прекрасного пола, даже создавшая собственный бизнес или занимающая высокую позицию в руководстве компании, всегда остается женщиной. И здесь стоит вспомнить о тех качествах, которые они желают видеть в своих избранниках.

Прежде всего женщины, по данным научно-информационной социальной сети Research Gate, хотят почувствовать любовь близкого мужчины. Они также надеются на его надежность и способность подставить плечо в трудной жизненной ситуации.