Либерализация правосудия по налоговым преступлениям: что изменится для бизнеса?

| статьи | печать

В целях снижения негативных последствий для российской экономики Госдума рассмотрела в первом чтении проект закона о внесении изменений в УК РФ и УПК РФ (№ 301951-8). Законопроект направлен на либерализацию уголовной ответственности некоторых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей. «ЭЖ-Юрист» обратился к экспертам с просьбой оценить предлагаемые изменения.

Комментарий эксперта

Изменения коснутся части второй ст. 199 (уклонение организации от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов), 199.1 (неисполнение обязанностей налогового агента), 199.2 (сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов), 199.4 УК РФ (уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование).

По всем составам преступлений планируется снизить максимальное наказание:

  • до пяти лет лишения свободы по ч. 2 ст. 199—199.2 УК РФ;

  • до двух лет лишения свободы по ч. 2 ст. 199.4 УК РФ.

Уменьшение наказания повлечет за собой изменение тяжести преступлений. Составы по ст. 199—199.2 УК РФ из тяжких перейдут в категорию средней тяжести, а по ст. 199.4 УК РФ будут преступлением небольшой тяжести.

Это приведет к ряду позитивных изменений для обвиняемых по налоговым составам. Прежде всего, сократится срок давности привлечения к уголовной ответственности. По статьям 199—199.2 УК РФ срок давности будет шесть лет, а не десять, как сейчас, а по ст. 199.4 УК РФ — два года вместо шести. Таким образом, срок давности привлечения к уголовной ответственности будет соответствовать сроку хранения документов бухгалтерского и налогового учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов, — пять лет после отчетного периода (для страховых взносов — шесть лет).

Законопроектом предусмотрено также новое основание для отказа в возбуждении уголовного дела — уплата в полном объеме сумм налоговой недоимки, пеней и штрафа. То есть если налогоплательщик в полном объеме выплатит недоимку и санкции, назначенные по результатам проверки налоговой, то по такому материалу следователь должен будет отказать в возбуждении уголовного дела.

Территориальные органы страховщика обяжут уведомлять следствие о полной уплате сумм недоимок, пеней и штрафов в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом обязанность налоговых органов уведомлять правоохранителей об уплате налоговой задолженности законопроект не предусматривает, что, конечно, является серьезным недостатком.

Комментарий эксперта

Данный законопроект можно оценить положительно сразу по нескольким причинам:

1. Перевод этих преступлений из категории тяжких в категорию средней тяжести влечет следующие последствия:

  • уменьшение сроков давности привлечения к уголовной ответственности с десяти до шести лет. Это приближает предельный срок, в течение которого лицо может быть подвергнуто наказанию, к срокам хранения документов налогового и бухгалтерского учета (пять лет), а также к «глубине» выездных налоговых проверок (три года, предшествующих году назначения проверки);

  • возможность применения к лицам, совершившим рассматриваемые преступления, иных положений уголовного законодательства, которые недоступны при отнесении преступлений к тяжким (например, освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, освобождение от наказания в связи с изменением обстановки, условно-досрочное освобождение после отбытия трети срока наказания, снятие судимости через три года после отбытия наказания и др.).

2. Уплата налоговой задолженности (в также пеней и штрафов) становится безусловным основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, в отличие от текущей редакции, которая предполагает, что возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе, позволяет освободить от уголовной ответственности только лицо, впервые совершившее соответствующее преступление.

Хотя в данный законопроект, по всей видимости, ко второму чтению будут внесены поправки, направленные на устранение ряда неточностей (соотнесение с введенным с 01.01.2023 институтом единого налогового платежа; устранение противоречий между существующим и планируемым порядками освобождения от ответственности при возмещении ущерба бюджету; установление порядка информирования следователя о факте уплаты налоговой задолженности), по нашему мнению, рассматриваемые предложения заслуживают поддержки.

Они должны оказать положительное влияние на правоприменительную практику, обеспечив более справедливые сроки и порядок уголовного судопроизводства по делам о налоговых преступлениях, а также исключить случаи безосновательного уголовного преследования налогоплательщиков, добросовестно устранивших допущенные нарушения и восстановивших интересы казны посредством доплаты налогов и сборов.

Комментарий эксперта

Законопроект предлагает два важных изменения:

1. Изменение сроков давности по налоговым преступлениям.

Законопроект уменьшает максимальное наказание, предусмотренное вторыми частями ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, до пяти лет. Таким способом законопроект переводит налоговые преступления, предусмотренные вторыми частями ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, из категории тяжких преступлений в категорию преступлений средней тяжести (ст. 15 УК РФ) и снижает, соответственно, срок давности по ним до шести лет (ст. 75 УК РФ). Очевидно, что такой срок давности уже более соответствует срокам хранения документов, нежели действующие сейчас сроки давности.

2. Запрет на возбуждение уголовных дел в случае уплаты налогов, пеней и штрафов в полном объеме.

Статья 28.1 УПК РФ устанавливает, что в случае возмещения ущерба, причиненного бюджету налоговым преступлением, в полном объеме (под таким возмещением понимается уплата в полном объеме налогов, пени и штрафов) уголовное преследование должно быть прекращено.

Это очень похоже на норму про срок давности — в соответствии со ст. 24 УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению, если истек срок давности. Но истечение срока давности означает не только то, что должно быть прекращено уже начатое уголовное преследование, но и то, что возбуждать уголовное дело после истечения срока давности также запрещено.

В отличие от нормы про срок давности ст. 28.1 УПК РФ не запрещает возбуждать уголовные дела в случае уплаты налога, пеней и штрафа. Она требует только прекращать их в этом случае. И на практике встречаются случаи, когда налогоплательщик полностью платит полагающиеся налоги, пени и штрафы, а следствие после этого возбуждает уголовное дело.

Разумеется, в этом случае оно должно быть прекращено. Но статья 28.1 УПК РФ отсылает нас к ст. 76.1 УК РФ, которая устанавливает, что уголовное дело прекращается в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления. То есть следствие сначала должно установить виновного, и только в отношении этого виновного оно прекратит возбужденное уголовное дело. Такое прекращение уголовного дела относят к прекращениям по нереабилитирующим основаниям. То есть государство признает человека преступником, но отказывается от его дальнейшего преследования, так как ущерб возмещен. Очевидно, что нереабилитирующие основания прекращения уголовного дела могут негативно сказаться на дальнейшей биографии человека.

В свою очередь, законопроект запрещает возбуждать уголовное дело в случае возмещения ущерба. Для этого законопроект вводит в ст. 24 УПК РФ еще одно основание, при котором уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению. Это уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов.

Законопроект при этом делает отсылку на ч. 1 ст. 76.1 УК РФ (освобождение от уголовного преследования лица, совершившего налоговое преступление), что, на наш взгляд, не позволит ему достигнуть своей цели. Это означает, вполне возможно, что по-прежнему следствие должно будет сначала найти виновного в налоговом преступлении и только в отношении этого виновного отказать в возбуждении уголовного дела.

Комментарий эксперта

Основная ценность, которую несет законопроект, — это изменение санкции в части второй ст. 199, 199.1, 199.2, 199.4 УК РФ. Нововведение направлено на уменьшение максимального срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за их совершение, что приведет к снижению сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

В связи с этим значительно снижается риск быть приговоренным к реальному лишению свободы при вынесении обвинительного приговора. Могут сократиться и сроки давности с момента окончания преступления.

В связи с этим следует остановиться на том, с какого момента преступление в сфере налогов и сборов признается оконченным и начинают течь сроки привлечения к уголовной ответственности:

  • Моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

  • Моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является неперечисление налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК РФ), в соответствующий бюджет сумм налогов, сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

  • Моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, является момент совершения сделки и финансовых операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемые в целях воспрепятствования их принудительному взысканию в установленном порядке, после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога, сбора, страхового взноса (ст. 69 НК РФ).

Это является положительным сигналом для предпринимателей и вписывается в тренд по декриминализации экономических преступлений.

Уменьшение сроков привлечения к уголовной ответственности, в свою очередь, должно побудить налоговые и правоохранительные органы более оперативно взаимодействовать между собой. Случаи, когда между решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и возбуждением уголовного дела проходит шесть-восемь лет, будут исключены.

Также будут исключены случаи возбуждения уголовного дела после уплаты налогоплательщиком в полном объеме недоимки, пеней и штрафов, что позволит избежать злоупотреблений со стороны правоохранителей, которые в угоду повышению статистических показателей возбуждают уголовные дела, уже имея информацию об уплате налогоплательщиком недоимки, пеней и штрафов.

Комментарий эксперта

Заслуживает внимания то обстоятельство, что изменение верхнего предела санкции перечисленных статей уголовного закона в соответствии со ст. 10 УК РФ повлияет не только на лиц, уже осужденных, но также на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Принятие законопроекта повлечет за собой возможность применять ряд оснований для освобождения от уголовной ответственности:

1) статья 24 УПК РФ — предлагается расширить закрепленный в статье перечень оснований для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела новым обстоятельством — уплатой в полном объеме сумм недоимки и соответствующих пеней, а также суммы штрафа;

2) часть 1 ст. 76.1 УК РФ, в соответствии с которой появится возможность освобождения от уголовной ответственности, при условии, что ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме;

3) статья 25.1 УПК РФ и ст. 76.2 УК РФ — на основании указанных положений появится возможность освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.

При этом важно отметить, что в настоящее время ст. 24, 25.1 УПК РФ и ст. 76.1, 76.2 УК РФ не предусматривают возможности прекращения уголовных дел по ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 199.1, ч. 2 ст. 199.2 УК РФ.

Следующее изменение затрагивает ст. 148 УПК РФ (отказ в возбуждении уголовного дела). Законодатель указывает на необходимость вынесения следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, предусмотренных ст. 198—199.1, 199.3, 199.4 УК РФ при наличии данных, подтверждающих информацию об уплате сумм недоимки и соответствующих пеней, а также суммы штрафа.

Подводя итог всего вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что предлагаемые изменения существенно смягчают ответственность за преступления в области налогов и иных сборов, о чем свидетельствуют снижение максимального наказания и сроков давности привлечения к уголовной ответственности, изменение категорий преступления до средней и небольшой тяжести, а также появление ряда новых механизмов для освобождения от уголовной ответственности.

Комментарий эксперта

Законопроект был внесен Правительством РФ в связи с исполнением поручения Президента, что дает основания предполагать его принятие, причем без существенных поправок.

Изменение категории преступлений сократит количество предпринимателей, осужденных к наказанию в виде реального лишения свободы. Конечно, уголовный закон не содержит запрета назначать такое наказание за совершение преступлений средней тяжести, однако, в соответствии со сложившейся практикой, по таким преступлениям суды назначают реальное лишение свободы крайне редко и в основном при наличии отягчающих обстоятельств.

Кроме того, на сегодняшний день правовая неопределенность позволяла следственным органам возбуждать уголовное дело по налоговому преступлению даже в том случае, если налогоплательщик уплатил все налоги и иные платежи уже после вынесения решения об их доначислении налоговым органом. Принятие изменений будет стимулировать предпринимателей выполнять свои обязанности перед бюджетом, и при этом не подвергаться уголовному преследованию.

Кроме того, в настоящее время прекращение уголовного преследование на основании ч.1 ст.76.1 и примечаний к ст.ст. 198 - 199.1, 199.3, 199.4 возможно только в отношении лица, впервые совершившего преступление. С принятием законопроекта данная норма будет применяться ко всем лицам, добровольно выполнившим свои обязанности по уплате налогов и сборов.

Таким образом, данный законопроект авторами расценивается как безусловно способствующий снижению давления на бизнес со стороны правоохранительных органов и одновременно стимулирующий «оступившихся» предпринимателей выполнять свои обязанности перед бюджетом.

Комментарий эксперта

Данный законопроект, безусловно, окажет положительное влияние на бизнес. Если исход уголовного дела изначально ясен, предприниматель возместил в полном объеме недоимки, то возбуждать дело и проводить расследование нецелесообразно. Фактически является давлением на бизнес.

Ведь при расследовании проводятся следственные действия, в результате которых могут изыматься наиболее важные документы предприятия, парализующие его работу. Поэтому введение нового основания для отказа в возбуждении уголовного дела является логичным и последовательным изменением.

Кроме этого, снижение категории тяжести преступления позволит предпринимателям применить основания для освобождения от ответственности с назначением судебного штрафа (ст. 76.2 УК РФ). И в целом сокращается срок давности уголовного преследования.

Поэтому можно отметить только позитивные моменты данных поправок, которые являются продолжением политики либерализации законодательства.