ВС РФ разъяснил, что сумма убытков правообладателя не находится в прямой зависимости от количества реализованного контрафакта

| статьи | печать

При определении суммы упущенной выгоды суд должен установить, что правообладатель из-за контрафактных товаров напрямую теряет клиентов, готовых купить оригинальную продукцию.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 07.02.2023 № 308-ЭС22-17045 по делу № А63-6499/2021

Истец

Шанель САРЛ и Кристиан Диор Кутюр С.А.

Ответчик

Индивидуальный предприниматель

 

Суть дела

Предприниматель продавал в своем магазине контрафактную продукции — солнечные очки с логотипом и надписью, сходными до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими правообладателям. В результате он был привлечен к административной ответственности.

Компании — правообладатели товарных знаков обратились в суд с иском к предпринимателю о взыскании с него упущенной выгоды.

Выводы судов

Суды удовлетворили требование истцов, исходя из доказанности ими наличия совокупности условий, являющейся основанием для взыскания с предпринимателя убытков в виде упущенной выгоды в заявленном размере.

При этом суды согласились с тем, что убытки были определены правообладателями исходя из стоимости оригинальной продукции, актуальной на дату изъятия контрафактной продукции, на основе принципа, что одна единица контрафактной продукции вытесняет с рынка одну единицу оригинальной продукции, признав, что данная цена является неполученным доходом, который правообладатели получили бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы их исключительные права не были нарушены.

Вывод ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты и направила дела на новое рассмотрение, отметив следующее.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

При определении размера упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК РФ, п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).

В то же время в обоснование размера упущенной выгоды кредитор вправе представлять не только доказательства принятия мер и приготовлений для ее получения, но и любые другие доказательства возможности ее извлечения.

Должник не лишен права представить доказательства того, что упущенная выгода не была бы получена кредитором.

По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности, с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Возмещение убытков, как мера ответственности, носит компенсационный характер и направлено на восстановление имущественного положения потерпевшего лица.

Убытки в форме упущенной выгоды подлежат возмещению, если соответствующий доход мог быть извлечен в обычных усло­виях оборота либо при совершении предпринятых мер и приготовлений, но возможность его получения была утрачена вследствие неправомерных действий ответчика.

При этом истец должен доказать, что допущенное ответчиком нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим ему получить упущенную выгоду.

В обоснование своих требований правообладатели указали на реализацию предпринимателем контрафактного товара, на неполучение ими доходов, которые они могли бы получить при продаже его оригинала. Между тем судами не исследовался вопрос о сходствах и различиях оригинальных и контрафактных товаров с целью определения того, мог ли обычный потребитель понимать, что покупает товар не у правообладателя, или мог ли он быть введен в заблуждение относительно свойств и качества товара, то есть о реальной возможности получения правообладателями доходов при продаже предпринимателем контрафактного товара, стоимость которого истцами приравнена к оригиналу, и возмещении убытков в виде упущенной выгоды в заявленном размере.

Доказательств того, что правообладатель из-за контрафактных товаров напрямую теряет клиентов, готовых купить оригинальную продукцию, не представ­лено.

Оценивая упущенную выгоду правообладателя, суду необходимо установить его неполученный доход, учесть, что он не будет в прямой зависимости от количества проданных контрафактных товаров, то есть не может быть рассчитан путем умножения стои­мости оригинального товара на количество реализованного контрафактного товара.

Наличие вступившего в законную силу судебного акта о привлечении ИП к административной ответственности само по себе не исключает обязанность истцов доказать совокупности обстоятельств, с которыми закон связывает возможность взыскания убытков в виде упущенной выгоды.

Комментарий эксперта

Рассматривая дело о взыскании убытков в виде упущенной выгоды за незаконное использование товарного знака, ВС РФ подошел к правовой проблеме достаточно либерально и скептически отнесся к утверждению правообладателей о том, что один экземпляр контрафактного товара вытесняет с рынка один экземпляр оригинального товара.

Действительно, если руководствоваться такой логикой, то, очевидно, продажи товаров люксовых брендов на территории России должны бы были исчисляться цифрами иного порядка, сопоставимыми с количеством реализованных контрафактных товаров бренда на рынках и в ларьках России.

В данном же случае очевидно, что покупатели, приобретшие контрафактный товар, приобрели его не потому, что спутали с оригиналом, а потому, что целенаправленно приобретали именно контрафактный товар, не преследуя цели купить гораздо более дорогой оригинал. Иными словами, покупатели контрафакта не пошли бы покупать оригинал, а значит, правообладатель не приобрел бы таких лиц в качестве покупателей оригинальной продукции. Его выручка бы не увеличилась.

В целом ВС РФ занял очень взвешенную позицию, указав, что в любых обстоятельствах возмещение убытков носит компенсационный характер и именно правообладатель, как истец по делу, несет бремя доказывания величины неполученного дохода, определяющего размер упущенной выгоды в результате произошедшего нарушения.