Антикризисное управление: перезагрузка функции кредитного контроля и интеграция новых регламентов в коммерческую систему компании

| статьи | печать

Работа с дебиторской задолженностью требует планирования и четко выстроенного процесса управления риском неплатежей. Резкие перемены, произошедшие в прошлом году, заставили предприятия вносить коррективы в отлаженные системы. Примером успешного антикризисного управления и мобилизации сил в непредсказуемой ситуации делится Юлия Климова, менеджер группы кредитного и внутреннего контроля компании Whirlpool (сегодня IHP Appliances Sales, переименованная в сентябре 2022 г. с приходом нового владельца Arcelik)1.

Компания Whirlpool (сегодня IHP Appliances Sales) является международным крупнейшим производителем и поставщиком крупной и малой бытовой техники брендов Indesit, Hotpoint и Stinol с оборотом за 2021 г. 35 млрд руб., с численностью сотрудников около 2000 человек, с двумя заводами по производству холодильников и стиральных машин и с логистическим центром в г. Липецке, а также с развитой сетью АСЦ (авторизованных сервисных центров) по всей стране.

Окончание I квартала 2022 г. ознаменовалось массовыми заявлениями иностранных компаний о намерении приостановить деятельность или даже покинуть российский рынок. В нашем сегменте бизнеса покупатели замерли в ожидании решения компании Whirlpool — а что дальше?

Вопрос дальнейшей перспективы стал основным для большинства наших покупателей.

Во-первых, нужно было обеспечить наличие и ассортимент товара, что требовало сохранения локального производства и импорта со стороны Whirlpool.

Во-вторых, организовать планирование движения денежных потоков (cash flow). Существовала необходимость выполнения своих обязательств по оплате уже выкупленного товара у Whirlpool, отсрочка по которому подходила к концу. Понятно, что это условие договора, но ведь и ситуация нестандартная, а cash нужен здесь и сейчас, чтобы правильно оптимизировать стоки и принять верные стратегические решения в отношении игроков рынка.

А нам, как производителю и продавцу, пришлось думать и за себя, и за наших партнеров.

Внутренняя мобилизация и корректировка процессов под внешние вызовы

Из-за введения санкций российское подразделение компании вынуждено было «уйти в автономку» с точки зрения принятия управленческих решений и в отношении бизнеса, и по вопросам оптимизации оборотного капитала. В случае провала со сбором дебиторской задолженности у нас возникала перспектива дефицита оборотного капитала, а значит, возникал риск по выполнению наших обязательств: выплата налогов и зарплаты, оплата поставщикам и пр. Параллельно встал и коммерческий вопрос: как выстраивать стратегию продаж?

Мы столкнулись с дилеммой во взаимоотношениях с нашими покупателями, где же правильно поставить запятую: «Продавать товар нельзя ждать погашения ПДЗ».

При полной поддержке локального руководства компании мы в оперативном порядке провели несколько совместных рабочих сессий с департаментами продаж, логистики и финансов, в ходе которых были разработаны планы действий, которые можно разделить на четыре основных направления:

1. Смена парадигмы отдела продаж — «Важно не только продать».

Те, кто тесно сотрудничает с отделом продаж, меня поймут. Действительно ключевыми индикаторами эффективности (KPI) у продаж являются: выполнение структуры и плана продаж, маржинальная прибыль, эффективность ассортимента и отсутствие просроченной дебиторской задолженности. В нашем случае прибавился еще один важный компонент — «как быстрее собирать дебиторскую задолженность», не говоря уже о том, что делать с уже просроченной задолженностью. И здесь, конечно, важны не ультиматумы, а варианты.

Кредитный контроль вручную просчитывал варианты как для групп наших партнеров, так и для топа крупных покупателей, дифференцированно, в зависимости от их объема и готовности поддержать тот или иной вариант. Мы старались думать за себя и за наших партнеров, оценивать их возможности, чтобы предложенный вариант на переговорах был принят как шаг к дальнейшим совместным действиям. Финансы активно работали с департаментом продаж и принимали участие в переговорах с покупателями. Динамику ПДЗ можно увидеть в таблице.

Динамика закрытия ПДЗ по топ-покупателям (таблица)

ТОП-покупатели

31.03

30.06

30.09

ДЗ млн руб.

ПДЗ млн руб.

ДЗ млн руб.

ПДЗ млн руб.

ДЗ млн руб.

ПДЗ млн руб.

 

6857

3171

2984

281

877

0

1

4115

2829

1956

198

319

 

2

908

 

623

 

361

 

3

578

50

87

10

109

 

4

538

153

62

 

1

 

5

211

102

62

43

39

 

6

225

2

37

 

22

 

7

283

35

157

29

25

 


2. Перезагрузка процесса взаимодействия между департаментами кредитного контроля, продаж и логистики.

Без операционки никуда, а качественные процессы, правильная и своевременная коммуникация, оптимизация времени и усилий всех вовлеченных сотрудников — это фундамент для достижения результатов. Мы временно изменили взаимодействие трех отделов и создали круговой процесс обработки заказов для топа крупных партнеров. Контроль и возможность корректировки решения от обработки заказа до совершения отгрузки товара помогли нам наладить гибкий процесс.

Параллельно финансовый отдел в ускоренном режиме запускал ЭДО по входящим документам от покупателей (по услугам и премиям), чтобы иметь возможность оперативно пользоваться взаимозачетами для уменьшения ДЗ за счет КЗ.

3. Внедрение инструментов управления ДЗ в период кризиса.

Важно отметить, что до сентября 2022 г. в компании действовали внутренние правила Whirlpool по управлению дебиторской задолженностью, которые не предусматривали иных инструментов, кроме страхования ДЗ страховыми компаниями, у которых было международное «зонтичное страховое покрытие». И здесь введенные санкции также оказали негативное влияние, так как страховое покрытие катастрофически срезалось каждый месяц. Компания, подобно эквилибристу, балансировала, чтобы сохранить продажи, управлять сбором ДЗ и минимизировать риски.

На этапе март — сентябрь мы использовали следующие варианты в работе с нашими партнерами:

  • предоплата (со стимулирующим инструментом), при условии отсутствия ПДЗ;

  • временное снижение условий оплаты по договору поставки, при условии отсутствия ПДЗ;

  • продажа товара с отсрочкой платежа, но при условии «оплаты до отгрузки». То есть для осуществления покупки товаров покупатель должен был закрыть оплатой отгруженные ранее УПД. Размер таких оплат дифференцировался с учетом текущего баланса ДЗ и объема планируемой продажи.

Внутри компании при поддержке руководства были введены KPI за отсутствие ПДЗ, как часть квартальной стимулирующей программы для отдела продаж.

С сентября, с приходом новых владельцев бизнеса Arcelik, мы получили новые правила и возможности в управлении дебиторской задолженностью. До конца года мы расширили варианты в работе с нашими партнерами и усилили контроль и снижение рисков в управлении ДЗ:

  • Введена нулевая толерантность к ПДЗ.

  • Построен алгоритм страхового покрытия: Страхование — Банковские гарантии — Факторинг — Предоплата. Фиксирование кредитного лимита = Совокупное страховое покрытие.

  • Разработан вспомогательный инструмент для высвобождения кредитного лимита как стимулирующая премия за оплату товара до наступления срока платежа по договору поставки.

Показатели и динамику можно увидеть на диаграммах 1, 2, 3.




4. Контроль, анализ, коммуникация и обучение.

Важными компонентами любого нового процесса являются контроль и анализ показателей для проведения своевременных корректировок, а также обратная связь — четкая коммуникация с участниками процесса и менеджментом для понимания ситуации и принятия решений. Кредитный контроль внедрил:

  • обновление информации департаменту продаж по основным показателям: ДЗ, ПДЗ, уровень и виды страхования, график ожидаемых платежей в разрезе покупателей на еженедельной основе;

  • проведение тренингов и разъяснений всем вовлеченным в процесс сотрудникам в режиме онлайн.

Результаты

Казалось бы, что может удивить российских финансистов, методологов и профессионалов, которые ежедневно сталкиваются с переменами? Однако 2022 г. показал, что мы способны удивляться и что наши ресурсы оптимизма и умение профессионально выживать практически безграничные.

Проделанная работа дала возможность нашей компании сохранить бизнес, решить проблему с оборотным капиталом и структурно распределить продажу товаров во все сегменты рынка (ретейлеры, опт, розница через интернет-платформы и пр.). А с приходом новых владельцев перезапустить производство, поддержать продажи, перенастроить процессы и закончить год без убытков.

Да, пришлось дополнительно финансировать риски дебиторской задолженности, но без этого история могла бы развиваться по-другому, и показатели ниже говорят сами за себя. Из таблицы, где представлена динамика закрытия ПДЗ по топ-покупателям, видно, что ни одна сумма не ушла в разряд безнадежных долгов.

Спасибо 2022 г. за приобретенный опыт. Могу сказать словами моих сотрудников при подведении итогов года: «Главное — не паниковать, вдохновлять друг друга и не бояться мыслить нестандартно».


1 С этой темой она выступала на Седьмой конференции «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом», организованной группой «Просперити Медиа» и порталом CFO-Russia.ru при информационной поддержке газеты «Экономика и жизнь».

Комментарий эксперта

Какие изменения в вашей системе контроля произошли в прошлом году?

Все инструменты остались, но решения мы принимали по-другому. Это коснулось онлайн-мониторинга показателей и работы с персоналом.

Один из важнейших инструментов в нашей системе управления и контроля — онлайн-мониторинг показателей. Потому что цифры — это факты. А если мы принимаем решения, основываясь на фактах, то вероятность успеха сильно выше.

Для организации мониторинга нужно выбрать какое-то открытое общедоступное место, куда можно обратиться в любой момент и посмотреть эти показатели. Например, оформить стену в общем офисе, на которой будут отмечаться ключевые показатели. У нас же это организовано в гугл-документах, потому что в режиме онлайн любой сотрудник (не только руководитель) может зайти и все проверить.

В этот мониторинг должны включаться такие показатели, которые являются ключевыми и помогают вам принять управленческие решения. Например, это количество проданных товаров, выручка по продажам, количество переданных документов, количество произведенной продукции и т.д.

И тогда можно посмотреть, как изменялись эти показатели из месяца в месяц или понедельно, и принять решение, что нужно сделать для улучшения ситуации или сохранения хороших показателей.

В прошлом году, используя онлайн-мониторинг, мы сделали «живой калькулятор» с нашей таблицей по финансовому учету. Это значит, что мы могли в любой момент вбить какой-то показатель в таблицу и тогда мы видели, как изменяется вся финансовая модель компании.

После этого мы разработали несколько финансовых сценариев распределения расходов, в зависимости от объема выручки. И по этим сценариям было видно, от каких расходов нужно отказаться, чтобы компания продолжила нормально работать.

Например, можно разработать три сценария. Для выручки в 5 млн руб., 3 млн руб. и 1,5 млн руб.

  • Сценарий 1. Если выручка 5 млн, мы тратим на зарплату менеджера, маркетолога, финансиста, директора, на рекламу, на оплату программного обеспечения, на хозяйственные нужды, кофе/чай для сотрудников и т.д.

  • Сценарий 2. Если выручка 3 млн, мы тратим на зарплату менеджера, маркетолога, директора, на рекламу, на оплату программного обеспечения, на хозяйственные нужды.

  • Сценарий 3. Если выручка 1,5 млн, мы тратим на зарплату менеджера, маркетолога, рекламу, на оплату программного обеспечения.

То есть из примера видно, что если выручка меньше 5 млн, то мы точно отказываемся от финансиста и от кофе/чая для сотрудников. А если меньше 3 млн, то отказываемся еще и от директора и т.д.

Что касается работы с персоналом, то на планерке мы договорились, что руководители будут больше вовлечены в работу с сотрудниками и больше будут обращать внимание на их разговоры, в том числе на перерывах. Целью было донести, что наша компания — стабильное место, где можно трудиться, зарабатывать хорошие деньги и не переживать о том, что происходит вне компании.

Поэтому, например, на перерывах, как только разговоры между сотрудниками уходили в какой-то негатив, руководитель старался перевести тему, чтобы люди меньше обращали внимание на негатив.

На этот год мы тоже не будем менять инструменты, которыми пользуемся, потому что они себя хорошо зарекомендовали. Благодаря им мы оперативно можем принять управленческое решение и сильно увеличить вероятность успеха.