Потребительская уверенность россиян выше, чем в Австрии и Нидерландах

| статьи | печать

Индекс потребительской уверенности (ИПУ), представленный Росстатом, в IV квартале составил –22,7%, что выше аналогичных индикаторов таких стран, как Австрия (–29,8%), Нидерланды (–29,5%), Испания (–28,7%), Греции (–51,9%) etc. Значение ИПУ выросло на 0,6 п.п. по сравнению с IV кварталом прошлого года и снизилось на 0,1 п.п. по отношению ко II кварталу уходящего года.

Небольшая «просадка» экономики, связанная с санкциями, и тревоги, вызванные частичной мобилизацией, не сильно повлияли на потребительскую модель поведения наших соотечественников.

Индекс потребительской уверенности, рассчитанный статведомством по результатам опросов в течение последних трех месяцев 2022 г., составил –22,7%, при этом оказался выше соответствующих индикаторов в европейских государствах, которые славятся стабильностью экономики.

Так, в Австрии на фоне высокой инфляции и энергокризиса ноябрьский Индекс предпринимательской уверенности, по данным Евростата, равнялся –29,8%, Нидерландах — –29,5%, Испании — –28,7%, Швеции — –23,2%. Еще более сложным оказалось положение в Чехии (–29,8%), на Кипре (–30,3%), в Латвии (–31,3%), Эстонии (–35,3%), Словении (–37,3%), Греции (–51,9%).

По итогам последних трех месяцев 2022 г. российские граждане позитивно оценили динамику своей материальной ситуации. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в IV квартале по сравнению с июлем — сентябрем возрос на 3 п.п. и равнялся –14%.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в IV квартале сохранилась на прежнем уровне и составила 10%. Доля нейтральных оценок увеличилась на 4 п.п. (до 55%), отрицательных мнений — уменьшилась на 4 п.п. (до 35%).

Интересная деталь: индекс произошедших изменений в личном материальном положении возрос среди лиц среднего возраста (30—49 лет) и граждан старшего возраста (50 лет и более) на 3 п.п. и составил –15% по каждой возрастной группе. А среди молодого поколения (16—29 лет), наоборот, отмечено снижение на 1 п.п. (–13%).

Похожий тренд продемонстрировал индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении. Он снизился среди молодого поколения (16—29 лет) на 6 п.п. и опустился до –9%. Для лиц среднего возраста (30—49 лет) и старшего поколения (50 лет и далее) индикатор остался на прежнем уровне и составил –8 и 12% соответственно.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок в IV квартале нынешнего года возрос на 3 п.п. (до –32% по сравнению с –35% в июле — сентябре 2022 г.).

Показатель благоприятности условий для сбережений увеличился на 1 п.п. и равнялся в IV квартале 2022 г. –35%.

Позитивный настрой российских покупателей подтверждает Индекс потребительских настроений (ИПН), который рассчитывает Центральный банк РФ. В декабре он составил 94,9 п. (+0,3 п. к ноябрю).

Входящий в ИПН индекс текущего состояния (включает в себя оценки фактического изменения личного материального положения за год и оценки благоприятности текущего момента для совершения крупных покупок) вырос впервые с сентября текущего года и достиг максимума с начала осени 2021 г. Значение индекса текущего состояния составило 82,2 п. (+2,1 п. к предыдущему месяцу).

В декабре, по оценке ЦБ, возросла склонность россиян к сбережению. Доля опрошенных граждан, предпочитающих откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров, увеличилась до 54,3% (+1,3 п.п. к ноябрю), что стало максимумом с марта 2021 г. Причем предпочтения относительно форм хранения сбережений почти не изменились.