ФАС России получила дополнительные полномочия для борьбы с картелями и иными антиконкурентными соглашениями

| статьи | печать

В современных условиях антиконкурентные соглашения и согласованные действия сторон представляют серьезную угрозу конкуренции и приводят к росту цен на таком рынке. В связи с этим принят закон о внесении изменений в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок <…>» (Федеральный закон от 05.12.2022 № 500-ФЗ). Предполагается, что эти изменения должны повысить эффективность выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий. «ЭЖ-Юрист» попросил юристов-практиков проанализировать поправки и их влияние на антимонопольную практику.

В ходе расследований по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях ФАС сталкивается с активным противодействием, которое заключается в сокрытии и уничтожении информации, имеющей значение для доказывания противоправной деятельности.

При проверках антимонопольному органу предоставлено право на получение объяснений

С целью уточнения объема полномочий, которыми наделяется антимонопольный орган при поведении проверок, Закон о защите конкуренции дополнен ст. 25.4-1, предоставляющей возможность антимонопольному органу по мотивированному требованию в установленный срок получать объяснения, имеющие значение для осуществления антимонопольным органом своих полномочий, при проведении плановых и внеплановых проверок.

Данные объяснения могут быть получены от:

  • физлиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

  • руководителей, работников коммерческих и некоммерческих организаций, иных организаций, осуществляющих функции указанных организаций;

  • должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, или государственных внебюджетных фондов.

Законом также предусматриваются положения об ответственности должностных лиц антимонопольного органа при проведении проверок в соответствии с законодательством РФ.

Полагаем, что указанные положения уточняют и раскрывают уже имеющиеся у антимонопольного органа полномочия в соответствии со ст. 25 Закона о защите конкуренции и будут способствовать упрощению процесса выявления и сбора ведомством доказательств антиконкурентых соглашений при проведении проверок.

Определен порядок подачи заявления о заключении ограничивающих конкуренцию соглашений

Программы освобождения (смягчения) от ответственности являются одним из механизмов выявления и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий, для повышения эффективности которых необходимо было на законодательном уровне разрешить вопрос об организации процедуры определения очередности (приоритетности) поданных в антимонопольный орган заявлений.

Таким образом, Закон о защите конкуренции дополнен ст. 44.1, регламентирующей порядок подачи и рассмотрения антимонопольным органом заявлений хозяйствующим субъектом (группой лиц) о заключении ими ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществлении согласованных действий. Хозяйствующий субъект наделяется правом подачи такого заявления вплоть до момента оглашения резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Предусматривается, что резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна содержать выводы о наличии оснований для освобождения и (или) смягчения ответственности ответчиков по делу.

Если заявление подается двумя и более участниками соглашения или согласованных действий одновременно в федеральный антимонопольный орган и территориальный антимонопольный орган, заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган, считается поданным первым.

Полагаем, что нововведение вносит ясность и прозрачность в процедуру определения очередности (приоритетности) при подаче заявления о заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию (или участии в согласованных действиях), и позволит нарушителям беспрепятственно реализовывать свое право на снижение размера штрафа (освобождение от ответственности).

Новые требования к составу извещения о закупках

В Закон о контрактной системе внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2024 г., согласно которым заказчик при размещении извещения об осуществлении закупки должен включить в извещение информацию о предупреждении об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

Полагаем, что нововведение является превентивной мерой и направлено на минимизацию количества антиконкурентных соглашений, заключаемых на торгах, однако об эффективности данной нормы можно будет судить лишь спустя некоторое время.

Комментарий эксперта

Данным законом внесено несколько значимых поправок как в антимонопольное законодательство, так и в законодательство о контрактной системе.

Крайне важной поправкой в Закон о защите конкуренции является введение новой статьи, регламентирующей порядок заявления хозяйствующим субъектом о заключении им антиконкурентного соглашения или осуществлении согласованных действий.

Сама по себе возможность такого заявления ранее уже была предусмотрена примечаниями 1, 5 к ст. 14.32 КоАП РФ как основание для освобождения от ответственности за сговор/назначения минимального наказания. Однако механизм как подачи такого заявления, так и реакции антимонопольного органа на него законодательством установлен не был.

Это порождало немало споров: антимонопольные органы не всегда принимали подобные заявления в качестве основания для освобождения от ответственности ввиду различных причин (например, недостаточности предоставленных в заявлении сведений о допущенном нарушении для рассмотрения дела), а заявители не понимали, какие требования предъявляются к таким заявлениям, что порой мешало полноценно воспользоваться такой «программой освобождения».

При этом важно отметить, что о принятии или непринятии такого заявления по существу заявители в итоге узнавали лишь на стадии производства по делу об административном правонарушении.

Новая норма направлена на устранение данных проблем. К содержанию заявления теперь предъявлены конкретные требования, на которые могут ориентироваться заявители, а о решении органа об освобождении субъекта от ответственности теперь можно узнать из резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, новым законом дополнен перечень исключений, когда о предстоящей проверке антимонопольный орган не уведомляет проверяемое лицо: к ранее предусмотренным проверкам по ст. 11 (запрет на картели и иные антиконкурентные соглашения), ст. 16 Закона о защите конкуренции (антиконкурентные соглашения органов государственной власти между собой или с хозяйствующими субъектами) добавлен также и п. 1 ч. 1 ст. 17 названного закона, запрещающий координацию между организатором и участником торгов.

Суть данного изъятия из общего правила об обязательном уведомлении проверяемых лиц о планируемой проверке заключается в том, чтобы обеспечить «эффект внезапности» при проверке и снизить вероятность избавления проверяемым лицом от доказательств нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая, что составы ст. 11, 16 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции схожи между собой, поскольку направлены на запрет антиконкурентных сговоров, отличаясь субъектным составом, внесенные изменения представляются целесообразными. При этом следует отметить, что сговоры, например, в рамках государственных закупок по Закону о контрактной системе сопровождаются возможным неэффективным расходованием бюджетных средств, что порождает их особую опасность, а потому внезапность проводимых проверок в таких случаях представляется крайне значимой и действенной.

Также Закон о защите конкуренции дополняется отдельной статьей о порядке и полномочиях антимонопольного органа получать объяснения должностных лиц при проведении проверок.

Нацеленность антимонопольных органов на активную борьбу со сговорами также отразилась и на Законе о контрактной системе, при проведении закупок по которому с 1 января 2024 г. в профилактических превентивных целях заказчики будут обязаны включать в извещение о закупке также предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления согласованных действий.