Увольнение по сокращению при отсутствии статуса одинокой матери

| статьи | печать

Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 27.06.2022 по делу № 88-14515/2022 разобрался с тем, можно ли уволить по сокращению работницу, воспитывающую малолетнего ребенка, на которого она не получает алименты.

Суть дела

Работницу уведомили о предстоящем увольнении по сокращению. Компания направила запрос в управление социальной защиты населения с просьбой подтвердить наличие у работницы статуса «одинокая мать». В ответ управление сообщило, что работница состоит на учете как получатель пособия на ребенка в возрасте до 14 лет. С отцом ребенка она в разводе, отец алименты не выплачивает. У нее также есть второй ребенок — студент.

Комиссия по рассмотрению вопроса о преимущественном праве оставления на работе приняла решение о не подтверждении работницей статуса одинокой матери и об отсутствии у нее преимущественного права на оставление на работе. Через два месяца после вручения ей уведомления работница была уволена по сокращению.

Работница с увольнением не согласилась и обратилась в суд с требованием о признании незаконным увольнения по сокращению штата, восстановлении на работе, взыскании с работодателя компенсации морального вреда.

Решение судов

Суд первой инстанции в удовлетворении требований работницы отказал. Он исходил из того, что имело место действительное сокращение штата и компанией соблюдена процедура увольнения работницы.

Апелляция и кассация с этим не согласились. Они указали, что в соответствии со ст. 261 ТК РФ не допускается по инициативе работодателя расторжение трудового договора с одинокой матерью, воспитывающей малолетнего ребенка в возрасте до 14 лет.

Суды отвергли ссылку компании на отсутствие у работницы статуса «одинокая мать». В пункте 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» разъяснено, что по смыслу ст. 261 ТК РФ к одиноким матерям может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности без отца, уклоняющегося от исполнения своих родительских обязанностей.

В результате суды признали увольнение незаконным, восстановили работницу на работе с выплатой ей компенсации морального вреда.

К аналогичным выводам приходили и другие суды (определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 по делу № 88-15622/2021, Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 по делу № 88-10596/2020, Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 по делу № 88-4845/2020).