Упрощенная процедура исключения из ЕГРЮЛ будет востребована у бизнеса

| статьи | печать

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ст. 3 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, он направлен на упрощение порядка исключения юридического лица, являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) по решению учредителей (участников).

В рамках внесения изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» планируется дополнить перечень сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а именно: наряду со сведениями о ликвидации или банкротстве юридического лица также будет отражена информация о том, что в отношении организации, отнесенной к субъектам МСП, принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

Предусматривается, что учредители (участники) юридического лица, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъектам МСП, принявшие решение о прекращении деятельности, смогут посредством направления заявления обратиться в налоговый орган. Таким образом, теперь исключить организацию из реестра смогут ее же учредители (участники) наряду с налоговой службой. Предполагается, что новый порядок будет реализовываться проще всем известной процедуры ликвидации юридического лица.

Критерии для субъектов МСП

Чтобы не вводить в заблуждение все потенциальные организации, желающие воспользоваться новой упрощённой процедурой, необходимо обозначить критерии для субъектов МСП, которые предусмотрены законопроектом. Так, помимо отсутствия ошибок в направляемом заявлении, также должны быть соблюдены следующие условия:

а) сведения о юридическом лице включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

б) юридическое лицо не является плательщиком налога на добавленную стоимость или освобождено от его исчисления и уплаты;

в) в регистрирующем органе отсутствуют сведения о наличии незавершенных юридическим лицом расчетов с кредиторами из числа указанных в пункте 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации;

г) в едином государственном реестре юридических лиц не содержатся сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности;

д) юридическое лицо не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

е) юридическое лицо не имеет в собственности недвижимое имущество и транспортные средства;

ж) юридическое лицо не находится в процессе ликвидации, реорганизации, исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа;

з) в регистрирующем органе отсутствуют сведения, сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Необходимо отметить, что откажут в регистрации если, заявление будет подписано неуполномоченным лицом или будет подано в не тот регистрирующий орган. Также если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, в регистрации заявителю будет отказано.

В случае соблюдения всех указанных условий, регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления должен внести в ЕГРЮЛ запись о предстоящем исключении юридического лица из реестра.

При несоблюдении хотя бы одного из установленных условий, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока принятия решения о предстоящем исключении, налоговый орган уведомит заявителя о невозможности исключения юрлица из ЕГРЮЛ. В указанном уведомлении также будут обозначены причины вынесенного отказа.  Это позволит заявителю устранить несоответствия, и, возможно, обратиться с аналогичным заявлением повторно.

Поступили возражения: что предлагает законопроект?

Важный момент, который не упущен в законопроекте, это возможность направления возражений против предстоящего исключения юридического лица из реестра, а также право кредиторов и иных заинтересованных лиц обжаловать исключение субъекта МСП из ЕГРЮЛ в связи решением учредителей (участников) о прекращении деятельности такого юридического лица.

Возражения с приложением подтверждающих документов могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Установленный срок аналогичен закрепленному для подачи возражений при исключении юридического лица из реестра по решению налогового органа. Если в установленный период возражения не поступят, а также участники (учредители) не изменят своего решения, то налоговый орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи.

Об ответственности

Законопроект также предусматривает изменения в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Они направленны на установление ответственности участников (учредителей) общества за сокрытие ими обязательств юридического лица или иное нарушение прав кредиторов. Такие дополнения вполне оправданны при условии упрощения процедуры исключения организации из реестра.

Вывод

Анализ законопроекта позволяет сделать вывод о том, что процедура исключения субъекта МСП из ЕГРЮЛ в связи решением учредителей (участников) может в действительности быть востребована у предпринимателей. Вместе с тем, установленные критерии такого исключения не позволят уйти от ответственности при наличии у таких обществ долгов, что минимизирует нарушения прав кредиторов.

Прикрепленные файлы: