Что показывает рискоустойчивость отраслей промышленности

| статьи | печать

Беспрецедентное санкционное давление не оказало принципиально негативного влияния на рискоустойчивость промышленных предприятий, заключают ученые Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Тем не менее все рассматриваемые ими сегменты вошли в диапазон повышенного напряжения с преимущественно неблагоприятными значениями Индекса рискоустойчивости.

Напомним, что значение рассчитываемого ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Индекса рискоустойчивости (ИРУ) 100% выражает «нейтральный» уровень рискоустойчивости, а выше и ниже 100% — снижение и повышение ее динамики в течение месяца соответственно.

Очередной замер, проведенный экспертами ЦКИ, показал им, что на фоне слабого ежемесячного ускорения интенсивности ослабления ИРУ укрупненных отраслей подотраслевая детализация индекса свидетельствует о заметных расхождениях между траекториями рискоустойчивости к февральскому уровню. Наиболее отчетливо данная тенденция прослеживается по обрабатывающей отрасли, отдельные виды деятельности которой в июне достигли существенного разрыва в значениях индекса, обеспечив сниженную рискоустойчивость отрасли в целом: ИРУ в июне составил 100,5% против 100,4% к маю и 99,7% к февралю. Вместе с тем авторы анализа отмечают, что впервые с февраля в данном сегменте не выявлен негативный перелом динамики индекса ни у одного вида деятельности. Соотношение числа обрабатывающих подотраслей с высокой и низкой рискоустойчивостью сохранило майский результат, составив шесть к 17 (14 к девяти в феврале).

Среди совокупности предприятий с низкой рискоустойчивостью самые неблагоприятные значения ИРУ в июне аналитики ЦКИ продолжили фиксировать на предприятиях по производству бумаги и бумажных изделий (значение индекса в июне 102,0%), мебели (101,8%), электрического оборудования (101,6%), текстильных изделий (101,1%).

Акцентированное снижение рискоустойчивости в течение июня демонстрировали предприятия по производству машин и оборудования (рост индекса до 100,6 со 100,3% в мае); автотранспортных средств (до 100,5 со 100,2%), табачных изделий (до 100,4 со 100,1%); металлургии (до 100,9 со 100,6%). Данная группа вошла в перечень производств, показавших максимальный негативный разрыв с «благополучной» февральской динамикой ИРУ.

В числе производств с высокой рискоустойчивостью наилучшую стрессоустойчивость продолжали сохранять предприятия по производству готовых металлических изделий (ИРУ составил 99,3%), химии (99,4%), лекарственных средств и материалов (99,7%), компьютеров, электронных и оптических изделий (99,9%), прочей неметаллической продукции (99,9%), а также деревообработки (99,6%). Однако ученые ЦКИ констатируют, что впервые в июне на предприятиях деревообработки и химии, а также по производству лекарственных средств зафиксировано самое выраженное ухудшение ИРУ.

На фоне повышенной уязвимости обрабатывающих предприятий траектории индекса добывающей, а также распределительной отрасли, включая электроэнергетику, несмотря на новый негативный импульс, по-прежнему формировались в благоприятной зоне значений, определяя фактический уровень рискоустойчивости данных предприятий и организаций высоким — значения ИРУ составили 99,2 и 99,9% соответственно.

Максимально высокая сопротивляемость характеризовала деятельность предприятий по добыче металлической руды (ИРУ составил в июне 98%), сырой нефти и природного газа (98,8%), а также прочих полезных ископаемых (98,9%).

При этом авторы исследования отмечают, что в июне отдельные представители отрасли впервые не только остановились на границе перелома положительной динамики, но и вошли в область низкой рискоустойчивости, преодолев 100% ИРУ. Подобные тенденции продемонстрировали предприятия, предоставляющие услуги в области добычи полезных ископаемых, а также добывающие уголь, ИРУ по которым составил 100 и 100,1% соответственно, констатируют эксперты ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.