Российские потребители переживают всплеск цен и снижение уровня жизни легче, чем в прежние кризисы

| статьи | печать

Потребительские настроения россиян, по данным Росстата, во II квартале нынешнего года просели, но держались лучше, чем во время спадов 2008 и 2015 гг. При этом люди старшего поколения более спокойно и уверенно реагировали на ситуацию в экономике, чем молодежь. Опросы холдинга «Ромир» показывают, что индекс экономической уверенности россиян слегка прибавляет в весе и выходит в «зеленую» зону.

Индекс потребительской уверенности (ИПУ), представленный статведомством, в апреле — июне нынешнего года сократился относительно предыдущего квартала на 10 п.п. (до значения –31%). Сложившуюся динамику индикатора обусловили понижательный тренд всех его компонент (произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых перемен экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок).

Вместе с тем ухудшение экономических настроений населения было не таким глубоким, как в кризисные периоды 2008—2009 гг. и 2015 г., и не таким резким, как в разгар пандемии коронавируса два года назад.

Так, в период финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. Индекс рухнул с уровня +1% до отметки –36%. В 2015 г. индикатор спикировал с показателя –18 до –32%.

В эпицентре первой волны COVID-19 во II квартале 2020 г. наблюдался практически вертикальный обвал индикатора на 19 п.п. (с –11 до –30%), причем стремительность ухудшения потребительских настроений стала беспрецедентной.

Интересная деталь: в апреле — июне настроения миллениалов и зумеров оказались более пессимистичными и превзошли старшие возрастные группы, которые традиционно весьма негативно реагируют на кризис. В частности, во II квартале наиболее резко на изменения в экономическом положении отреагировали молодые люди в возрасте до 30 лет. В этой группе ИПУ упал по сравнению с предыдущим кварталом на 15 п.п. (до –32%).

На этом фоне настроения людей среднего и старшего возраста ухудшились менее существенно, что можно объяснить их большей психологической зрелостью и готовностью к трудностям. ИПУ в группах от 30 до 49 лет и от 50 лет и старше снизился на 11 и 8 п.п. соответственно.

В результате такой новой тенденции молодежь утратила статус самой оптимистичной группы населения — значения индикатора потребительской уверенности для всех возрастов практически сравнялись.

Большинство участников опроса (67%) считали свое материальное положение «средним», 24% — «плохим» и 3,5% — «очень плохим». Позитивных мнений придерживались 8% респондентов, охарактеризовавших свое материальное положение как «хорошее» и «очень хорошее». Примерно так же распределялись оценки этого показателя и в предыдущие три месяца.

Частные индексы благоприятности условий для крупных покупок и сбережений равнялись –46 и –44% соответственно. Значение первого индикатора было близко к параметрам, сложившимся в начале 2009 и 2015 гг., а также во II квартале 2020 г. при значительно меньшей скорости падения.

Условия для формирования сбережений респонденты оценили в целом нейтрально с учетом ретроспективной динамики показателя. Значение соответствующего частного индекса (–44%) было выше, чем в вышеперечисленные кризисные периоды, при весьма умеренном ухудшении относительно предыдущего квартала.

Почти 90% граждан ожидали подорожания товаров и услуг в течение следующих 12 месяцев (в том числе 60% — значительного), 9% надеялись на стабильность цен, а 3% — на их снижение. При этом доля участников опроса, ожидавших незначительного роста цен, увеличилась (на протяжении ряда последних лет она не превышала 1%).

Россия вошла в первую десятку стран, показавших в апреле — июне минимальный разрыв с докризисной динамикой потребительской уверенности. Самый значительный спад наблюдался в Венгрии, где ИПУ в мае относительно февраля потерял 20 п.п. В Дании, Австрии, Португалии, Чехии, Эстонии и Латвии падение индикатора равнялось 13—16 п.п.

Многое будет зависеть от доходов

Обычно граждане, по словам директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, начинают значительно ухудшать свои текущие и ожидаемые потребительские оценки во время повышенной бытовой и экономической турбулентности (геополитических конфликтов, объявления санкций, экономических спадов, эпидемий, природных катастроф, а также роста инфляции, особенно продовольственной, и др.). При наступлении подобных событий люди, как правило, входят в зону частичного когнитивного диссонанса из-за повышенной социально-экономической неопределенности.

Тем не менее сокращение потребительской уверенности россиян во II квартале стало менее глубоким, чем в предыдущие кризисы, и менее выраженным, чем во многих странах Европы. В известной мере это обусловлено не столь сильной просадкой ключевых экономических показателей страны. Российский ВВП снизился по итогам апреля на 3% год к году, а по результатам мая — на 4,3%, что существенно меньше, чем прогнозировали эксперты.

Более того, опережающие индексы экономической активности PMI в обрабатывающем секторе держатся в «зеленой» зоне (50,8 балла в апреле и 50,9 — в мае). Вышел в зону благоприятного делового климата и Индекс PMI в сфере услуг (51,7 балла).

«Главное в ожидаемых июньских данных Росстата — как поведут себя по итогам II квартала реальные располагаемые денежные доходы, занятость и уровень бедности населения, — комментирует ситуацию Г. Остапкович. — Именно на этих трех социальных индикаторах подавляющее большинство участников потребительских опросов строят свои текущие и ожидаемые мнения об экономической ситуации в стране».

Уверенность потихоньку крепнет

Подтверждением данных опросов Росстата стали результаты исследований холдинга «Ромир». Так, индекс покупательской активности россиян, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров повседневного спроса, рухнул с мартовского уровня 255% до 213% в апреле. Однако уже в мае индикатор отыграл существенную часть своих потерь и вышел на отметку 222%.

Похожую динамику продемонстрировал индекс среднего чека. После показателя 701 руб. в марте он опустился до уровня 658 руб. в апреле, но затем граждане почувствовали себя более уверенно и стали тратить в среднем 665 руб. за один поход в магазин.

Наконец, индекс экономической уверенности за период с 27 июня по 3 июля вырос на 6 п.п. и вышел в позитивную зону (+2 п.). Индикатор включает в себя оценки гражданами текущей экономической ситуации в стране и их ожиданий относительно перспектив ее развития.

«За 18 недель исследования индекс экономической уверенности россиян впервые достиг положительного значения, — отмечают эксперты „Ромира“, участвующие в проекте „М-Пульс“. — В период с 27 июня по 3 июля показатель вырос до +2. Это на 6 п. больше, чем неделей ранее. На предыдущей отчетной неделе показатель составлял –4 п.».

Правда, пока индикатор растет за счет доли россиян, которые «замечают некоторые проблемы экономического характера, но не считают, что страна находится в кризисе». Другими словами, оптимистов слегка прибавилось.