Соглашение о досудебной санации: Минэкономразвития предложило новый механизм предупреждения банкротства

| статьи | печать

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован законопроект о введении соглашений о досудебной санации. Предполагается, что с помощью такого соглашения можно будет избежать банкротства. В соглашении о досудебной санации кредиторы и должник смогут договориться о том, как будет погашаться долг. Например, можно будет прийти к соглашению об отсрочке задолженности или о конвертации требований в доли в уставном капитале или ценные бумаги должника.

Минэкономразвития России разработало законопроект с поправками о соглашениях о досудебной санации («О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и Федеральный закон „Об исполнительном производстве“», далее — законопроект). Он размещен на Федеральном портале проектов нормативных актов 01.06.2022 под ID 02/04/06-22/00128060. Публичное обсуждение на портале продлится до 27.06.2022.

Соглашение о досудебной санации — это механизм, направленный на восстановление платежеспособности должников и погашение требований кредиторов. То есть вместо процедуры банкротства можно попробовать заключить соглашение о досудебной санации. Для этого должнику нужно подать заявление в суд, а суд будет решать вопрос, утверждать соглашение о досудебной санации или нет.

Условия соглашения о досудебной санации

В соглашении о досудебной санации можно будет предусмотреть:

  • изменение порядка и сроков исполнения обязательств должника, в том числе их прекращение путем предоставления отступного, конвертации требований в доли в уставном капитале (акции) или ценные бумаги должника, новации обязательств или прощения долга;
  • предоставление должником, его участниками либо иными лицами залога, поручительства и иного обеспечения исполнения обязательств должника;
  • обязанность кредиторов воздерживаться от подачи заявления о признании должника банкротом и от предъявления исполнительных документов в течение определенного срока;
  • обязанность должника совершать определенные таким соглашением сделки с согласия кредиторов;
  • обязанность должника раскрывать кредиторам сведения о наступлении определенных обстоятельств;
  • согласие кредиторов с условиями мирового соглашения либо плана реструктуризации долгов гражданина в случае введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве. В таком случае при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения либо одобрении плана реструктуризации долгов гражданина кредитор будет считаться проголосовавшим за заключение такого мирового соглашения либо одобрение такого плана реструктуризации долгов гражданина;
  • условия о предоставлении приоритета в погашении требований кредиторов, возникших на основании финансирования, предоставленного в рамках такого соглашения.

Условия утверждения судом соглашения о досудебной санации

Соглашение о досудебной санации будет утверждать арбитражный суд по заявлению должника. Чтобы суд утвердил соглашение, должны быть выполнены следующие условия:

  • в заключении соглашения участвовали кредиторы (кроме кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника), которым на дату утверждения судом соглашения о досудебной санации принадлежит более ¾ от общего размера обязательств должника перед такими кредиторами (не считая обязательств, предусмотренных абз. 4 п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве);
  • у должника отсутствуют неисполненные требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, требования по уплате алиментов, требования об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
  • соглашение о досудебной санации для должника не противоречит принципам добросовестности и разумности и направлено на восстановление платежеспособности должника.

Комментарий эксперта

Сейчас в Законе о банкротстве есть глава II «Предупреждение банкротства», состоящая из двух статей, «Меры по предупреждению банкротства» и «Санация», содержащих декларативные нормы. Исходя из действующего правового регулирования, мерами по предупреждению банкротства являются составляющие экономически обоснованного плана, выполняя который руководитель может быть освобожден от субсидиарной ответственности за неподачу заявления о признании должника банкротом по обязательствам, возникшим в тот период, пока выполнение его плана являлось разумным с точки зрения обычного руководителя, находящегося в сходных обстоятельствах (п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).

Это скорее не реальная мера по предупреждению банкротства, а хотя бы какие-то действия по спасению бизнеса и получению возможности избежать субсидиарной ответственности для контролирующих лиц. Все это действия, которые и так должны осуществляться соответствующими лицами, в реальности не влияют на количество процедур банкротства и процент удовлетворения требований кредиторов, стремящихся, как правило, инициировать процедуру банкротства своего контрагента, чтобы получить как можно быстрее хотя бы какое-то исполнение (особенно это касается залоговых кредиторов).

Единственной реальной мерой по предупреждению банкротства можно назвать мораторий на возбуждение дел о банкротстве (ст. 9.1 Закона о банкротстве).

В рамках моратория должник может воспользоваться процедурой судебной рассрочки, однако такая возможность зависит от многочисленных условий, в числе которых масштаб сокращения доходов должника, возбуждение процедуры банкротства по заявлению самого должника в период действия моратория и отсутствие поданных и возвращенных судом заявлений о признании должника банкротом (п. 3.1 ст. 9 Закона о банкротстве). Из-за этого в первый период действия моратория судебная рассрочка так и не начала активно применяться должниками, которые в большинстве случаев просто не соответствовали условиям ее введения.

На этом фоне законопроект о досудебной санации выглядит более чем долгожданным и имеет все шансы на то, чтобы стать эффективным. Рассмотрим, что он предусматривает и почему эти меры могут реально заработать.

Законопроект предполагает возможность изменения порядка и сроков исполнения обязательств должника в соответствии с соглашением о досудебной санации, в том числе их прекращение путем предоставления отступного, конвертации требований в доли в уставном капитале (акции) или ценные бумаги должника, новации обязательств или прощения долга.

Очень важно, что сделки, заключенные в рамках досудебной санации, не могут быть оспорены по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, если все же процедура будет возбуждена в будущем. Это прямо предусматривается законопроектом.

Соглашение о досудебной санации может содержать обязанность кредиторов воздерживаться от подачи заявления о признании должника банкротом и от предъявления исполнительных документов в течение установленного таким соглашением срока.

В настоящее время обязательства такого рода в принципе не могут быть принудительно исполнены.

Обязанность должника совершать определенные сделки с согласия кредиторов и раскрывать кредиторам сведения о наступлении определенных обстоятельств — значимая норма, позволяющая кредиторам в определенных, установленных ими и должником пределах, контролировать деятельность должника, пока кризисные состояния компании не будут устранены.

Должник может получить согласие кредиторов с условиями мирового соглашения либо плана реструктуризации долгов гражданина в случае введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

В соответствии с действующим регулированием такая возможность предусмотрена только в рамках судебной рассрочки, которая, как указано выше, так и не стала работающим механизмом.

Соглашение о досудебной санации может содержать условие о предоставлении приоритета в погашении требований кредиторов, возникших на основании финансирования, предоставленного в рамках такого соглашения.

В настоящее время возможен только отказ от субординации по соглашению одних кредиторов с другими согласно ст. 309.1 ГК РФ. В законопроекте же речь идет даже не об удовлетворении требований наравне с независимыми кредиторами, а о приоритетной выплате средств кредиторам, предоставившим финансирование должнику в предбанкротном состоянии. Это может быть стимулом для контролирующих должника и третьих лиц предоставить ему финансовую помощь и действительно предотвратить банкротство.

Комментарий эксперта

Рассматриваемая инициатива может стать эффективным дополнением ст. 31 Закона о банкротстве, в которой указаны обобщенные положения о возможности предоставления должнику финансовой помощи. При этом в п. 3 ст. 31 Закона о банкротстве на данный момент уже содержится ссылка на возможность заключения между должником и кредиторами соглашения, направленного на принятие мер по восстановлению платежеспособности должника.

Законопроект устанавливает широкий круг лиц, которые могут участвовать в соглашении о санации — кредиторы и иные лица. В данном контексте, скорее всего, предполагаются инвесторы, которые могут предоставить обеспечение по обязательствам должника.

Законодатель не ограничивает и содержательную часть соглашения о санации, указывая только примерные аспекты, которые должны содержаться в составленном должником и кредиторами документе. В частности, возможно предусмотреть отказ кредиторов от подачи заявления о банкротстве, что позволит должникам полагаться на условия соглашений о санации, не опасаясь потенциального возбуждения процедуры несостоятельности.

Кредиторы также могут получить значительный контроль за хозяйственной деятельностью должника. Законопроект предусматривает возможность определения категорий сделок, которые должник будет совершать с согласия кредиторов. Перечень или ограничения по выбору таких сделок законопроектом не предусмотрены. Можно предположить, что кредиторы будут ограничивать сделки по продаже активов должника или по принятию крупных долговых обязательств — то есть сделки, потенциально ухудшающие и без того тяжелое состояние должника. Такие действия кредиторов могут предотвратить вывод имущества должника, а также обеспечить продолжение его хозяйственной деятельности как минимум до расчета с кредиторами по соглашению о санации.

На должника может быть возложена обязанность по раскрытию кредиторам сведений о наступлении определенных обстоятельств. Пока сложно предположить, каким образом данное положение будет корреспондировать с коммерческой, банковской и налоговой тайной, а также иными конфиденциальными сведениями. Если процедура банкротства обычно предусматривает раскрытие указанной информации путем ее предоставления в материалы дела через арбитражного управляющего, то в случае с соглашением о санации точный порядок раскрытия конфиденциальной информации не регламентирован. Сторонам придется предусматривать такой порядок непосредственно в соглашении или же прибегать к его утверждению через суд.

Защита соглашения о санации и предусмотренных им сделок от оспаривания по банкротным основаниям повысит привлекательность и надежность санации для должников в предбанкротном состоянии. Вместе с тем привязка запрета на оспаривание к такому широкому критерию, как разумность и добросовестность стороны сделки, а также к ее намерению на восстановление платежеспособности должника не говорит об однозначном запрете на оспаривание. Заявление о признании такой сделки недействительной потенциально может быть подано, и уже в рамках его рассмотрения стороне предстоит доказывать, что она действовала в рамках санации, соблюдая интересы должника.

Соглашение о санации рекомендуется утверждать в суде. Это даст преимущества по установлению текста соглашения о санации в судебном акте, позволит избежать злоупотреблений со стороны кредиторов, а также воспрепятствует возбуждению исполнительных производств в обход соглашения о санации, так как судебные приставы будут обращать внимание на соглашение, утвержденное в судебном порядке.

Законопроектом также предлагается внести корреспондирующие изменения в Закон об исполнительном производстве. Добавляется новое основание для отказа в возбуждении исполнительного производства, а именно предъявление исполнительного листа в нарушение соглашения о санации, утвержденного в судебном порядке. Данное положение позволит избежать неправомерного взыскания урегулированной задолженности с должника.

На судебных приставов-исполнителей неизбежно ляжет дополнительная нагрузка по отслеживанию заключения соглашений о досудебной санации. В законопроекте не указано на опубликование результатов рассмотрения заявления о заключении/об отказе в заключении соглашения о санации в ЕФРСБ или же на портале «Федресурс». Приставам придется вручную производить мониторинг картотеки арбитражных дел с целью выявления дел по заключению соглашения о санации.

Не исключено, что самим должникам придется занимать активную позицию по мониторингу исполнительных производств, чтобы не допустить неправомерного взыскания недобросовестными кредиторами.

Необходимо помнить, что соглашение о санации не станет панацеей от банкротства. Досудебная санация — это шанс договориться с кредиторами без процедуры банкротства, а также избежать репутационных и временных издержек. Соглашение о санации следует воспринимать не как отсрочку исполнения обязательств, а как шанс для восстановления платежеспособности компании.