Особенности освобождения от ответственности за непредставление документов по КИК

| статьи | печать

ФНС России в письме от 29.04.2022 № ШЮ-4-13/5376@ привела порядок действий налоговиков и налогоплательщиков при применении положений об освобождении от ответственности за непредставление документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК за 2020 и 2021 гг.

Пункт 5 ст. 25.15 НК РФ обязывает контролирующих лиц подтверждать размер прибыли (убытка) КИК путем представления:

  • финансовой отчетности КИК, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иных документов, подтверждающих прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;

  • аудиторского заключения по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

Организации должны подавать вышеуказанные документы вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физические лица — вместе с уведомлением о КИК.

Однако в настоящее время некоторые контролирующие лица не могут представить подтверждающие документы по КИК. Это связано с осуществлением иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц. В связи с этим Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ была введена временная отмена налоговой ответственности за непредставление документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 гг. Мы об этом рассказывали в «ЭЖ-Бухгалтер», № 12, 2022.

Но введение такого освобождения не означает, что контролирующие лица могут вообще не представлять подтверждающие документы. Специалисты ФНС России напомнили, что обязанность, предусмотренная п. 5 ст. 25.15 НК РФ, остается. В связи с этим территориальные инспекции при неполучении от контролирующего лица подтверждающих документов по КИК должны напомнить ему о наличии обязанности по их представлению и запросить эти документы.

Получив такой запрос, контролирующее лицо, если у него отсутствует возможность представления подтверждающих документов по КИК в установленный срок в связи с введенными мерами ограничительного характера иностранными государствами, обязано представить соответствующие пояснения (документы), подтверждающие указанные обстоятельства. При анализе представленных пояснений налоговики будут учитывать перечень стран, осуществляющих меры ограничительного характера в отношении российских лиц. И если возникнут основания считать представленные налогоплательщиком пояснения недостоверными, инспекторы могут направлять международные запросы в отношении КИК, а также проводить иные мероприятия налогового контроля в отношении контролирующего лица.

Как только у контролирующего лица появится возможность получить документы по КИК, он должен незамедлительно представить их в налоговый орган. Налоговики не будут штрафовать его за их несвоевременное представление, руководствуясь п. 4 ст. 126 НК РФ. Если из полученных документов следует, что у контролирующего лица есть обязанность по уплате налога с прибыли КИК, также необходимо подать налоговую декларацию по налогу на прибыль с отражением в ней соответствующего дохода. В этом случае контролирующее лицо не будет привлекаться к ответственности, установленной ст. 129.5 НК РФ за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК. Однако ему придется уплатить пени, поскольку обязанность по их уплате в порядке ст. 75 НК РФ сохраняется. Также контролирующее лицо не будет привлекаться к ответственности по п. 1 ст. 129.6 НК РФ, поскольку невозможность отражения им сведений о финансовой отчетности в уведомлении о КИК не может расцениваться в качестве недостоверных сведений.