Машиночитаемые доверенности: как они меняют взаимодействие физических лиц, компаний и ведомств

| статьи | печать

При совершении сделок и не только представителям компании (ее сотрудникам или сторонней организации) может понадобиться подписать электронные документы за руководителя. Для этих целей и применяется машиночитаемая доверенность (МЧД). К тому же обмен МЧД может происходить и при межведомственном взаимодействии, например, нотариусом и налоговыми органами. Об этих взаимоотношениях в части электронного документооборота пойдет речь в данной статье.

С 1 января 2022 г. должны были вступить в силу поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Эти изменения были внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи“ и статью 1 Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“». Указанные законы регулируют применение квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также машиночитаемых доверенностей для подтверждения полномочий в электронном виде. Однако ФНС сообщила, что эксперимент по апробации единой технологии обмена машиночитаемыми электронными доверенностями через блокчейн-платформу ФНС продлен до конца 2022 г.

Что представляет собой МЧД

Напомним, что МЧД представляет собой электронную доверенность, которая подписывается усиленной квалифицированной подписью доверителя (лицо, разрешающее выполнение операций другим физлицам или организациям по доверенности). В свою очередь, представителем выступает организация (физическое лицо), которая принимает на себя обязательства действовать от лица доверителя в рамках условий, указанных в доверенности.

Следует отметить, что Минцифры в 2021 г. утвердило:

  • единые требования к формам доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи (приказ от 18.08.2021 № 857);

  • единые требования к машиночитаемым формам документов о полномочиях (приказ от 18.08.2021 № 858);

  • порядок формирования, актуализации классификатора полномочий и обеспечения доступа к нему (приказ от 18.08.2021 № 856).

Данные приказы вступили в силу 1 марта 2022 г.

Обращаем внимание, что ведомства и службы, которые взаимодействуют с организациями и индивидуальными предпринимателями, могут утверждать свой формат машиночитаемой доверенности. Например, ФНС утвердила формат электронной доверенности для представления электронных документов в ИФНС (приказ от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445). Предусмотрено, что доверенность следует представить в том числе в электронной форме в машиночитаемом виде в соответствии с формами доверенностей, которые могут быть определены и размещены на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных информационных систем, для использования которых представляются документы. В случае если форма и формат МЧД не определены, применяется форма доверенности, формируемая и размещаемая Минцифры на Едином портале «Госуслуги». Эти формы машиночитаемой доверенности должны соответствовать единым требованиям, устанавливае­мым ведомством. Полномочия, удостоверенные такими доверенностями, определяются в соответствии с классификатором полномочий.

Участники эксперимента с МЧД

Еще раз обращаем внимание на то, что в 2022 г. проводится эксперимент по апробации единой технологии обмена машиночитаемыми электронными доверенностями через блокчейн-платформу ФНС России. Он продлен до конца текущего года. Об этом сообщила ФНС на своем сайте.

Обмен машиночитаемыми доверенностями в пилотном режиме был запущен в сентябре 2021 г. на базе уже функционирующей платформы распределенного реестра блокчейн. Следует отметить, что изначально эта платформа использовалась для льготного кредитования предпринимателей, пострадавших от последствий пандемии COVID-19.

В рамках эксперимента у его участников были развернуты 18 узлов сети распределенного реестра: у ФНС России, операторов ЭДО, Федерального казначейства, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, банков и Федеральной электронной торговой площадки «ТЭК-Торг». Сейчас к проекту активно присоединяются новые операторы электронного документооборота, аккредитованные удостоверяющие центры и федеральные органы исполнительной власти, которые уже подтвердили свое участие в нем:

  • Министерство финансов РФ,

  • Центральный банк РФ,

  • Пенсионный фонд РФ,

  • Федеральная нотариальная палата,

  • Министерство труда и социальной защиты РФ,

  • Министерство внутренних дел РФ,

  • Фонд социального страхования РФ,

  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка,

  • Департамент информационных технологий города Москвы,

  • Федеральная таможенная служба,

  • Федеральное агентство по недропользованию,

  • Федеральная служба государственной статистики,

  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,

  • АО «Почта России»,

  • АО «Гознак».

Для присоединения к эксперименту по апробации технологии обмена машиночитаемыми доверенностями новым участникам следует направить заявку в свободной форме на электронный адрес edo@nalog.ru. Подать ее могут операторы электронного документооборота, кредитные организации и аккредитованные удостоверяющие центры.

По мнению ФНС, эта технология позволяет создать среду цифрового доверия, где оперативный доступ к актуальным версиям документов для всех участников обеспечивается за счет использования технологии распределенного реестра. Такая модель является наиболее стабильной, поэтому в ней отсутствует единая точка отказа. Ее применение позволит унифицировать всю систему оборота машиночитаемых доверенностей и проверку полномочий в стране для бизнеса и государства во всех секторах экономики за счет единого государственного решения.

Обязательное применение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями электронной (машиночитаемой) доверенности переносится на 1 января 2023 г. До этого времени устанавливается переходный период, во время которого информационные системы всех участников электронного документооборота должны быть подготовлены к работе с новой формой электронной доверенности в машиночитаемом виде.

Форма МЧД, разработанная Центробанком России

В 2021 г. Центробанк РФ в своем письме от 08.09.2021 № 017-46-2/8806 сообщил о размещении на своем сайте формы машиночитаемой доверенности и о правилах ее формирования. Электронная доверенность, разработанная Центробанком РФ, представляет собой файл формата xml. В МЧД указываются именно те полномочия, которые руководитель доверяет конкретному представителю при электронном взаимодействии с Банком России через личный кабинет.

Переходным периодом по применению такой МЧД также является 2022 г. Для регистрации доверенностей и получения сведений о них в будущем будет использоваться распределенный реестр для хранения доверенностей по технологии блокчейн.

Комментарий эксперта

Федеральная налоговая служба и Федеральная нотариальная палата подписали дорожную карту по апробации единой технологии обмена машиночитаемыми электронными доверенностями через блокчейн-платформу ФНС России.

Речь идет о новой технологии обмена машиночитаемыми электронными доверенностями между нотариусами и представителями налоговых структур. В основе цифрового взаимодействия лежит интеграция блокчейн-платформы ФНС с Единой информационной системой нотариата. Данная технология позволит сделать оборот доверенностей более защищенным, удобным и эффективным для всех участников гражданского процесса.

Глава российского нотариата Константин Корсик отметил: «Цифровые инструменты ускоряют и упрощают совершение юридически значимых действий, и в этих процессах очень важно гарантировать участникам гражданского оборота надежную защиту их прав и имущественных интересов. Это традиционная задача нотариата, который активно развивает свою цифровую инфраструктуру в тесном взаимодействии с государственными органами. Наше сотрудничество с Федеральной налоговой службой уже неоднократно позволяло создать передовые, надежные и удобные инструменты для граждан и бизнеса. Этот новый проект также откроет новые возможности для эффективного и безопасного гражданского оборота».

Автоматизированный процесс обмена цифровыми доверенностями обеспечит хозяйствующих субъектов рядом преимуществ.

Так, оформить «цифровую» доверенность можно в любой нотариальной конторе. Доверителю даже не потребуется приобретать личную усиленную квалифицированную электронную подпись. Нотариус удостоверит доверенность, подписав ее своей электронной подписью, придав тем самым юридическую силу документу «в цифре».

Цифровой формат документа автоматически делает его более «мобильным». Это позволяет эффективнее отследить «перемещение» доверенности на любом этапе, быстрее и без ошибок обработать ее. Тем самым ускоряется решение любого вопроса, по которому человек обращается в налоговые органы.

С точки зрения безопасности цифровой обмен электронными доверенностями также влечет за собой ряд преимуществ. Будут предотвращены риски предъявления доверенности без печати, в случаях когда нотариальная форма обязательная. Это значит, что станет меньше заведомо оспоримых сделок, заключенных с нарушением требований законодательства.

Благодаря интеграции блокчейн-платформы ФНС с электронным реестром распоряжений об отмене доверенностей, который ведет Федеральная нотариальная палата, исчезнут риски совершения действий по отмененным или утратившим силу доверенностям. Интеграция позволит мгновенно получить актуальный статус доверенности всем участникам электронного взаимодействия.

Эксперимент по апробации технологии обмена машиночитаемыми доверенностями был запущен Федеральной налоговой службой в сентябре 2021 г. После принятия Федерального закона от 30.12.2021 № 443-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому обязательное применение машиночитаемой доверенности вводится 1 января 2023 г., ФНС России продлила эксперимент по апробации прототипа приложения «Машиночитаемые доверенности» на цифровой платформе ФНС России на базе распределенного реестра блокчейн до конца текущего года.

Технология распределенного реестра позволяет оперативно уведомлять всех участников блокчейн-сети об изменениях с электронной доверенностью и не прикладывать саму доверенность к каждому документу. Информационные системы ФНС России, которые позволяют проверять полномочия подписанта, не только предоставляют транспортную сеть для пользователей, но и обеспечивают проверку данных.