Минфин России разъяснил нюансы применения поправок в сфере госзакупок

| статьи | печать

В информационном письме Минфин России рассказал, какие условия госконтрактов можно менять и в каких случаях, а также анонсировал законодательные инициативы относительно осуществления закупок.

Опубликовано информационное письмо Минфина России от 12.04.2022 № 24‑01‑07/31697 «О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ и некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Дело в том, что недавно в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) были внесены значимые поправки (Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 46-ФЗ). В связи с этим Минфин России решил разъяснить некоторые моменты.

Изменение существенных условий госконтракта

Одна из поправок, внесенных в Закон № 44-ФЗ, заключается в том, что теперь можно изменить существенные условия контракта, заключенного до 2023 г., если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Минфин России разъяснил, что можно изменить любые существенные условия такого контракта, а одним из таких обстоятельств, которые влекут невозможность исполнения, являются обстоятельства непреодолимой силы.

При этом в поправках не ограничена возможность высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ предусмотреть в своем решении условия его применения, в том числе о необходимости выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.

Закупки у единственного поставщика

В изменениях указано, что до 2023 г. могут быть установлены иные случаи осуще­ствления закупок у единственного поставщика в целях обеспечения нужд субъекта РФ, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях (ч. 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ).

Такие случаи осуществления закупок должны быть установлены до 31.12.2022. А значит, заключить контракт нужно не позднее этой даты. Требования к сроку завершения закупки не установлены. В связи с этим срок исполнения контракта определяется с учетом положений бюджетного законодательства и может истекать после 31.12.2022.

Кроме того, нужно обратить внимание, что эти положения не касаются муниципальных закупок. В поправках не предусмотрена возможность в случаях, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, осуществить закупку у единственного поставщика для муниципальных нужд. Однако Минфин России разработал проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 99018-8). В нем предлагается закрепить распространение права осуществлять закупки в вышеуказанных случаях, в том числе для обеспечения муниципальных нужд.

Инициативы Минфина России

Также Минфин России указал на несколько проектов, которые еще находятся на стадии разработки или принятия. Например,

  • предлагается разрешить закупки лекарств и медицинских изделий в порядке, установленном ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в электронном виде через электронную площадку);

  • рассматривается вопрос о подготовке предложений о временном освобождении заказчиков от обязанности руководствоваться при осуществлении закупок предельной ценой, определенной при нормировании закупок.